Удар и его составляющие

Удар должен «проноситься» по всему телу человека, от стопы до места контакта с окружающим миром, как ураган, как торнадо. Он проносится волной, начинаясь с напряжения мышц опорной поверхности тела, контактирующей с землей (стопы), и заканчиваясь концентрацией окружающего пространства. Центр тяжести тела человека при этом, смещаясь вниз, плавно переносится на одну из ног и обеспечивает компенсаторные мышечные и костные реакции тела для ударной поверхности. Стопа, обеспеченная притоком напряжения, распределенного по закону волны, начинает вжиматься в землю и сжиматься, то есть сокращаться в объеме. В этом заключается причина возникновения последующего напряжения, выраженного "телесной волной".

Тренировка удара в гиперборейской системе целостного движения «Топот» начинается с разработки пальцев рук и ног, лучезапястных и голеностопных суставов. Затем тренируют мышцы, отвечающие за разгибание и сгибание локтевых и коленных суставов. И далее по траектории течения "телесной волны".

Тело в любой его части – это составляющая телесной волны и волновой функции окружающего мира. Как и вся волна опорно-двигательного аппарата, тело способно нанести удар любой своей частью. Обязательно нужно действие рассчитать так, чтобы экстремум внутренней «телесной волны» совпадал с местом контакта. Это бессознательно делает любой специалист по боевым искусствам, демонстрируя умение выдерживать сильные удары по телу. Техника эта называется «железная рубашка». Этот принцип лег в основу уникальной техники «телесных лат» в гиперборейской системе целостного движения. Телесная волна напрямую связана с изменением центра тяжести человека, поэтому техникой «телесных лат» овладевают, прежде всего, работая над перемещением центра тяжести. Изменение центра тяжести тела должно быть соотнесено с динамикой изменения стоп, то есть с изменением пространственных координат опор тела. При смещении центра тяжести тела создается определенная сила, или «телесная волна», способная течь в том направлении, которое ей укажет волевым усилием и изменением телесной организации человек (принцип телесной робототехники). Угол наклона силовой волны тела должен быть соотнесен с углом наклона силовой линии магнитного поля Земли. Это хорошо известно специалистам восточных боевых систем.

Физические процессы, протекающие в организме человека, имеют самую разную мотивацию. Мотивы эти, прежде всего, связаны с изменением энергетики организма. Изменения энергетики изменяют состояние анатомических представительств энергетических систем жизнедеятельности – нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Под влиянием начальной энергии изменения того или иного внешнего физического фактора путем последовательного включения отдельных функциональных систем (вплоть до клеточного и субклеточного уровня) организм человека переходит из одного устойчивого состояния в другое (совершает триггерные переходы). Жара, холод, страх, психическое перенапряжение – все это мотивы перехода из одного психосоматического состояния в другое. В боевых искусствах такие изменения используются для достижения успеха в схватке.

В бою организму человека все время надо работать, изменяться, отслеживать ситуацию. Уже до первого контакта с противником надо вести себя так, как будто контакт уже состоялся, не давать себе ни доли секунды передышки. Профессионал знает, чего стоит работа на пределе взрывной готовности использовать нужную сенсорную стратегию описания мира. Такая работа необходима не только в настоящем, но и учебном бою. Чувства единоборца обострены, мозг просчитывает оптимальные программы мышечных сокращений, идеальные последовательности биохимических взаимодействий, вырванных из покоя стремительностью еще неоформленной сознанием мысли. В этом, и только в этом смысл схватки.

Профессионалы знают, сколько сил отнимает такая работа, сколько энергии необходимо извлечь из тела тем, кто ее выполняет. Двигаясь к первому контакту, который в схватке наступает очень быстро, единоборец действует оптимально, на пределе сил и болевой чувствительности, не допуская никаких лишних, необоснованных движений. Действия на пределе болевой чувствительности помогают уходить за границы возможностей обычного человека. При этом изменяется и расширяется сенсорное восприятие материального мира.

Профессионал, «человек силы» знает, что всегда приходится возвращаться назад, к естественной телесности. Иногда так не хочется это делать, не хочется уходить оттуда, откуда слышится вечный зов генетической «памяти» воина, жаждущего риска землянина. Путь воина – возвращение в жизнь, если не достоин смерти. Схватка, бой – это всегда возможная смерть. Профессионалу знаком тот восторг, который ощущает организм, находясь в слитном, скоростном потоке движения всех групп мышц, где роль каждой из них строго определена. Не важно, каковы возможности противника – восторг тела сильнее всяких предупреждений об опасности, сильнее всякого наркотика. Эти ощущения побуждают старого профессионала, решившего уйти на покой, вернуться в «дело» и двигаться вперед. Вначале нужно создать ударную волну успеха. Мышцы перед схваткой должны вибрировать синхронно с теплой волной силы, заполняющей их. Это один из признаков телесной включенности в гиперборейской системе рукопашного боя «Топот». Взгляд должен быть суровым, зрачки сужены. Это взгляд воина, охотника, отличный от расфокусированного взгляда потенциальной жертвы. Состояние воина должно быть безупречным даже тогда, когда он обучает оппонента. Это состояние заставляет его обратиться к генетической «памяти» выживания – и уже неважно, какой отдел генетического кода задействован первым. Важно то, что этот код можно «раскрутить» до любой персонификации, сплести состояние боя в психике, сплести «ловушку» телесных страстей. Это способ преодолеть сопротивление окружающей действительности, способ преодолеть сопротивление своей ужасающей телесности. Занятия по гиперборейской системе целостного движения «Топот» помогут вам достичь вершин.

Пяти минут достаточно, чтобы тело единоборца, разминающегося по гиперборейской системе целостного движения первого уровня обучения, приобрело необходимую для занятий гибкость. Потом нужно в волне выбросить руку вперед. Скорость ударов рукой при таком способе движения сразу возрастает. Гибкость всегда предтеча скорости. Единоборцы об этом знают и спокойно ожидают первых признаков силы в своих ударах. Скоро послышится свист, одежда станет закручиваться в спиральные складки. Это означает, что сила потекла по «телесному волноводу», по каналам тела. Стопы в момент удара вжимаются в землю. Сейчас единоборец составляет единое целое с силовой структурой Земли. Это один из законов боя: волна тела, связанная с волной Земли, должна течь по «телесному волноводу». Скорость и гибкость – Путь Успеха. Большинство ударов единоборца теперь может сопровождать не просто свист, а шелестящий свист, издаваемый одеждой, скручиваемой при ударе в спиральные складки. Воздух, сжимаемый такими складками, вырывается из замкнутого пространства материала с новой силой, усиливая динамический эфирный поток. Этим невидимым потоком, состоящим из большого количества малых потоков, нужно научиться пользоваться. Наличие шелестящего звука – один из критериев, по которому оценивается качество действий в гиперборейской системе целостного движения «Топот». Система целостного движения гипербореев на первом уровне обучения помогает освоить траектории фрикционных движений. Человек при этом возвращается к истокам своего мировосприятия – фрикционные движения совершает младенец в период внутриутробного развития.

Удар должен обладать силой и скоростью. На определенном этапе обучения параметры этих показателей находятся в тесной зависимости от лишних движений. Я называю их дополнительными двигательными программами. Тело человека, в определенном смысле, можно уподобить компьютеру, в который «вселена» частица Божественного Духа и который призван выполнять поставленные перед ним задачи. В обычном компьютере есть системный блок с процессором и другими составляющими, обеспечивающими долговременную память, оперативную память, быстродействие, программное обеспечение, системы энергообеспечения, определен дизайн машины, присутствуют и другие моменты. Эти фрагменты можно уподобить в телесной организации человека анатомическим представительствам – системам жизнеобеспечения. Они взаимосвязаны и по принципу голограммы несут информацию о любом модуле биосистемы «человек». Все в человеке содержит информацию обо всем. Тело не имеет внутри своего заданного динамического образа, отличного от образа Вселенной (Гуссерль). Об этом говорили и древние мыслители: «Человек – это микрокосм» (Гермес Трисмегист). По малейшей детали, например, поведения, можно узнать не только о проблемах самого человека и его модели мира (Бхагарата), но и о том, как устроен мир в одном из вариантов его идентификации.

На этом принципе базируются методы диагностирования человеческого организма. Как известно, заболевание можно распознать не только по анализам крови и выделений. Диагностика может быть проведена по форме черепа, по форме лица, по состоянию языка, по ушной раковине, по разрезу глаз, по зрачкам, по пульсу, по дыханию, по капиллярным линиям пальцев, по тому, как отзываются органы при легком простукивании их пальцами. В гиперборейской системе целостного движения диагностирование проводится по состоянию позвоночного столба в целом, по положению отделов опорно-двигательного аппарата в пространстве, по динамике человека и по многим другим параметрам двигательной активности. При этом необходимо учитывать, что всякая информация варьирует на разных уровнях прочтения. При обучении боевым искусствам в первую очередь выясняется иерархия приоритетов обучаемого. Какова его цель? Что для него важнее всего в будущей схватке? Что он хотел бы отработать в первую очередь?

Система энергообеспечения у всех людей практически одинакова: Вселенная, галактика, Солнечная система, планета, регион, местность, тело, системы организма, органы, клетки, молекулы. На уровне энергетики, конечно, можно многое скорректировать, приведя в состояние повышенной работоспособности. Но это, хоть и благодарный, но долгий путь. Для этого хороши все техники, расширяющие диапазон познания мира: танатотерапия (лечение имитацией смерти с точки зрения расширенного состояния сознания, а не необратимого угасания телесных функций или кодирования психики), голотропное дыхание, ребефинг, рефлексотерапия, техники цигун, медитации, техники безопасного использования психотропных и галлюциногенных препаратов и так далее.

Можно усовершенствовать и «дизайн» телесной организации, попробовав изменить пропорции тела. Это поможет сделать тело не только красивым, но и функциональным: улучшая «экстерьер», можно повлиять и на «интерьер». Многие виды спорта формируют достаточно красивую осанку. Это тоже долгий путь (2–3 года как минимум). Гиперборейская система целостного движения предлагает свой подход к решению этой проблемы. Многолетняя практика доказала, что сами по себе физические усилия дают положительные результаты, оздоровляют организм. Движение – это жизнь. Если при этом ваши усилия подчинены определенной целевой программе, то результат будет еще лучше.

Следует, впрочем, заметить, что нужно избегать травмирующих моментов. Физические перегрузки в некоторых видах спорта приводят к негативным изменениям в организме, к профессиональным болезням: бокс – к энцефалопатии и болезни Паркинсона, большой теннис – к сколиозу и остеохондрозу, легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание – к остеохондрозу и вторичному радикулиту, штанга – к грыже и болезням позвоночника, марафонский бег – к варикозному расширению вен на ногах. Этот список можно продолжить. Когда я присутствую на тренировках спортсменов, занимающихся разными видами спорта, то вижу, какие моменты приводят к упомянутым заболеваниям. Все эти моменты – следствие различных отклонений от динамики «телесной волны».

Часто я сравниваю движения спортсменов с движениями специалистов гиперборейской системы, и первое, что бросается в глаза, – лишние движения. Эти движения не позволяют человеку производить сложно координированные, гармоничные действия. С моей точки зрения, они мешают тем, что загружают «процессор» тела решением достаточно сложных задач. Представьте себе, какое количество информации нужно обработать мозгу – анатомическому представителю «процессора», – чтобы соотнести все движения в рамках единой двигательной системы человек, обеспечив устойчивость организма, работу вестибулярного аппарата, равновесие, целевую динамику и многое другое. Интерпретация лишних движений в двигательной парадигме системы целостного движения может показаться парадоксальной, как, впрочем, многое, о чем уже было сказано выше. Лишние движения – это набор дополнительных двигательных актов, которые представляют собой механизм, ощутимо сужающий диапазон сенсорного восприятия мира человеком.

Я уже много говорил о том, что познание своего тела есть познание мира. Может быть, познавать самого себя нужно именно в расширенном диапазоне характеристик? Что же этому способствует, а что мешает? На данном этапе уже можно сказать, что мешает, прежде всего, перегруженность «телесного процессора», то есть перегруженность нервной системы информацией. Многолетний опыт занятий по системе целостного движения подтверждает, что перед человеком, двигающимся в пространстве абсолютно оптимально, открываются новые горизонты восприятия мира. Потоки информации, которые ранее он обрабатывал с трудом, после усвоения принципов «телесной волны» не представляют проблем для восприятия.

Расширение диапазона восприятия мира – это, прежде всего, освобождение «телесного процессора» от лишних движений, от излишних двигательных программ, чрезмерно перегружающих его и мешающих познавать новые горизонты. Эта перегрузка часто является причиной травм спортсменов. Лишние, то есть необоснованные с точки зрения «телесной волны», двигательные акты, в конечном итоге, приводят к профессиональным заболеваниям.

В гиперборейской системе целостного движения предусмотрен целый ряд упражнений, которые помогают решить указанную задачу. Новизна подхода к телесной организации, разработанная в этой системе, состоит в уподоблении тела волне и использовании новых возможностей в постижении мира[1].

Не прошедшие подготовку по гиперборейской системе целостного движения единоборцы, как правило, не знают, что такое «телесная волна».

Они не видят телесной волны, которая обязательно сопровождает удар и любое другое движение человека. Но даже если знание о «телесной волне» присутствует, единоборцы не всегда понимают, что использование ее ведет к увеличению силы и скорости удара. Поэтому на первом уровне обучения в гиперборейской системе на эту связь обращается особое внимание.

Скорость физического тела – это его способность проходить определенное расстояние за определенное время. Лишние движения для скорости удара весьма значимы. Любое отклонение от оптимальной (то есть спирально закрученной) траектории, приводит к снижению скорости потому, что расстояние и энергетические затраты при этом увеличиваются.

Самую большую скорость, которую развило человеческое тело, приборы зафиксировали при разбивании специалистом по боевым искусствам твердого предмета (рис. 26). Эта скорость равнялась первой космической скорости. Телесная волна – предтеча такой скорости! Для сравнения скажу, что при чихании скорость вылетающих изо рта человека частиц равна 400 м в секунду.

Определение скорости предполагает, что она зависит от расстояния и времени. Расстояние между двумя точками для боевых искусств – это расстояние, разделяющее ударную и ударяемую поверхности. Оно не всегда преодолевается по кратчайшей траектории. Оказывается, прямолинейный удар, с точки зрения гиперборейской системы, напоминает движение бороздящего водные просторы крейсера. Он сильный и мощный, но не маневренный. Таков силовой удар начинающих единоборцев. Опытные единоборцы знают, что преимущество на стороне того, кто владеет не силовым, а скоростным силовым ударом.

 

Один мой знакомый «обнаружил», используя некоторые рекомендации гиперборейской системы, «новый» удар и попытался описать его мне.

– Такое ощущение, что рука ищет ходы в пространстве, как будто она знает, что существуют какие-то тоннели в «муравейнике» окружающей среды. Интересно, что ходы идут не по прямой, а изгибаются.

Наблюдения его были абсолютно правильными. Эти изгибы есть пространственная спираль.

 

В гиперборейской системе целостного движения «Топот» говорится, что траектория любого удара – спиральная. Это оптимальный путь движения, любого движения. Развитие процессов по спирали постулировал еще Гегель, утверждая, что все развивается от простого к сложному именно по спирали.

Обращаясь к понятию «время», нужно, прежде всего, сказать, что понимание эмпирических разработок специалистов гиперборейской системы затруднено, так как трактовка динамики движений сопровождается комментариями о замедлении или ускорении течения временных процессов при оптимальной реализации динамики «телесной волны». Чтобы понять положения системы, нужно отвлечься от мысли о прямолинейности и непрерывности течения времени. Это тоже один из секретов гиперборейской системы целостного движения «Топот».

Теперь вернемся к понятию «сила». В начале данной главы приводилось определение, гласящее, что сила – это красота и гармония движения, это выразительность природного способа осмысления самого себя. Это понятие может быть определено и иначе. Сила – это, в частности, целостное восприятие мира (К. Кастанеда). Формулировка указывает на то, что сила человека непосредственно связана с осознанием законов существования материального мира. Неслучайно сложились словосочетания «сила мысли», «сила слова», «сила духа». Сила – это безупречность поведения исследователя. Сила – это «умение остановить внутренний диалог» (К. Кастанеда). С позиций нейролингвистического программирования, сила – это возможность «перехода из одной модели мира в другую» (А. Вовк). С точки зрения гиперборейской системы целостного движения, сила – это явление материального мира, которому предшествует синхронизация векторов намерения, действия и результата действия. (Смысл действия выявляется по его результатам – «По плодам его узнаете его...», – сказано в Писании).

Итак, наличие силы способствует достижению результата, то есть переходу к новой модели мира. Действие, обеспечивающее такой переход, должно иметь план развития и быть обеспечено энергией. Слово «энергия» означает «проявленное бытие». В гиперборейской системе целостного движения понятие «энергия» соотносится с понятием «движение тела». Лакуна между планом действия (намерением) и результатом действия (событием) заполняется движением материального тела, то есть энергией. Энергия – это результат и свойство движения. Это тоже одна из тайн гиперборейской системы целостного движения.

удар в системе «Топот»При ударе в системе «Топот» огромное значение имеет равновесие тела. Посмотрите на три изображения рис. 50, 51, 52. Выберите ту из стоек, которая, по вашему мнению, является самой оптимальной для нанесения удара в конечной фазе его развития.

Если вы выбрали первую стойку (рис. 50), то это означает, что вы подсознательно стремитесь нанести удар в глубь тела человека, практически, по его энергетике. Удар заранее «настроен» на преодоление телесного сопротивления. Так бьет большинство людей, занимающихся традиционными боевыми искусствами.

Если вы остановили свой выбор на второй стойке (рис. 51), то это означает, что вы подсознательно стремитесь нанести удар по поверхности тела человека, практически, по его полевой структуре, по его ауре. Это преимущественно шокирующее энергетическое воздействие, направленное на травмирование психики противника.

И тот, и другой удар достаточно уязвимы с точки зрения равновесности тела человека и равной прочности отделов его опорно-двигательного аппарата.

Если вы выбрали третью позицию (рис. 52), то вам следует продолжать обучение в системе «Топот». В этой позиции соблюдены все принципы равновесности «телесной волны». Нижняя и верхняя «телесные волны» симметричны относительно центра тяжести человека. Соблюден характерный изгиб «телесной волны» в частях тела, то есть присутствует так называемая оптимальная инстинктивная форма. Отсутствуют места концентрации физической нагрузки (изломы), поэтому волна силы самым благоприятным образом течет от поверхности опоры (стоп) до ударной поверхности (кулака). Все суставы полусогнуты, что предполагает возможность продолжения циклической траектории движения. Такое положение тела – фиксированная фаза циклической траектории движения тела.

правильное положение тела в пространствеВсе вышеперечисленное показывает, что такая поза удовлетворяет многим физическим константам, применяемым при расчетах устойчивости и износостойкости конструкций в практических разработках по сопротивлению материалов и в теории колебаний.

Все стойки системы выбираются таким образом, чтобы принцип равновесности и равной прочности отделов опорно-двигательного аппарата был неукоснительно соблюден в соответствии с вихревым способом распределения энергии-вещества в материальном мире (рис. 53). Гиперборейская система целостного движения не единственная, которая пришла к этому.

Новая телесная концепция, предлагаемая вниманию читателя, базируется на понимании единства причинно-следственных связей в организме человека и окружающем его мире. Природа физических процессов, определяющих развитие Вселенной, галактик, звездно-планетарных систем, звезд, планет, их спутников, всех биологических систем и всех элементов телесной организации, едина. Все перечисленные иерархические структурные образования представляют, по сути, единую космологическую последовательность, а потому алгоритм развития названных структур определяется едиными физическими законами. На протяжении многих тысячелетий человечество стремилось понять онтологические (бытийные) законы мирового пространства. Однако, несмотря на успехи, достигнутые как в теоретических, так и практических изысканиях, в настоящий момент исследователи не смогли получить масштабной, концептуально правильной картины устройства и развития мироздания. Неизвестны до сих пор причина появления и закономерности развития Солнечной системы в контексте взаимосвязей этого процесса с телесной организацией. Разработка такой концепции, на мой взгляд, помогла бы человечеству избежать ошибок в выборе направления развития.

Концепция «телесной волны» принципиально отличается от всех ранее предложенных телесно-ориентированных концепций. Она основана на уподоблении динамики телесной организации человека особенностям строения и динамике развития нашей галактики, Солнечной системы и других метаструктур по спирали. Принципиально важно, что предлагаемая концепция базируется на строгих законах физики.

Именно этим мотивирован интерес специалистов системы целостного движения к спирально закрученным процессам и их статическим интерпретациям в виде стоек.

Рассмотрим основные стойки разных направлений боевых искусств (рис. 54, 55, 56).

дзенкудзу дачиКиба-дачи (рис. 54). Ступни ног широко расставлены и параллельны (есть варианты, когда они разведены в стороны или вовнутрь), вес тела распределен на обе ноги равномерно, колени согнуты (желательно максимально, под прямым углом), туловище находится в вертикальном положении. Мышцы ягодиц и ануса напряжены, подтянуты, сила ощущается в брюшной полости. Позиция удобна для нанесения прямых ударов попеременно правым и левым кулаком. Если правая рука наносит удар, то левая, компенсируя импульс, возвращается к бедру, что необходимо для устойчивости.

Дзенкутсу-дачи (рис. 55). Центр тяжести (до 70%) переносится на выдвинутую вперед и максимально согнутую ногу (стопа развернута немного внутрь). Бедро почти параллельно поверхности земли. Эта опорная нога представляет собой своего рода лук, стреле которого уподобляется прямая отставленная нога, используемая для упора в землю (ее стопа развернута под углом 45°). Расстояние между ногами равно ширине плеч. Позиция удобна для фронтальных атак.

Некоаши-дачи («Стойка кота», рис. 56). Центр тяжести перенесен на отставленную назад ногу, колено которой максимально согнуто. Выдвинутая вперед нога с согнутым коленом держится почти на весу, она чуть касается земли подушечками пальцев. Центр тяжести тела смещен вниз, что обеспечивает великолепную спорность. Вариант этой стойки предполагает, что неопорная нога (стрела лука) вытянута вперед, в сторону противника, и касается земли пяткой.

Все перечисленные стойки существенно отличаются от стоек гиперборейской системы целостного движения первого уровня обучения (см. раздел 3 данной главы, а также рис. 37 и 53). Но есть в них и то, что сближает их с базовыми стойками описываемой системы. Какой бы ни была двигательная модель человека, все ее статические положения (стойки) имеют единую базу – человеческое тело. Человек, как вид, мало изменился с начала своей эволюции: у него все те же две ноги, две руки, туловище и голова. Поэтому все стойки изначально объединяет единый принцип формообразования телесной организации в соответствии со спирально закрученными процессами создания иерархических космологических структур. Можно сказать, что они объединены законом устойчивого положения тела в пространстве.

равномерное распределение массы при удареДля боевых искусств характерна также равная загруженность всех отделов опорно-двигательного аппарата. Этот аспект важен потому, что единоборец должен уметь в любой момент времени легко переместиться в пространстве в любом направлении. Это означает, что в его теле не должно быть концентраторов мышечного и психического напряжения. При необходимости он должен также успеть перераспределить мышечные усилия так, чтобы суметь отразить удар любой частью тела. Эти требования лежат в основе стоек гиперборейской системы «Топот».

Взгляните на рис. 57. На нем изображена динамика перехода единоборца из стойки киба-дачи в стойки дзенкутсу-дачи, некоаши-дачи и обратно.

Динамика перехода из одной стойки в другую основана на принципе «телесной волны».

Предлагаемая динамическая модель уникальна, но я думаю, что большинство тренеров по боевым искусствам все-таки согласятся с нею. В том, что все эти стойки связаны между собой принципом развития «телесной волны», вы легко сможете убедиться, если начнете плавно, по волновой цикличной траектории переходить из стойки в стойку. Проверьте это сами! Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то окажется, что телесная волна – это и есть предтеча всех стоек боевых искусств.

 


[1] Отсылаю заинтересованного читателя к книге Н. Г Андреевой «Секреты здорового позвоночника".

Понятие «форма» в боевых искусствах