ОСОЗНАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ

 

Знание законов жизни

несравненно важнее

многих других знаний,

а знание, прямо ведущее нас

к самосовершенствованию,

есть знание первейшей важности.

Л. Н. Толстой

Каждый живущий имеет право на свое собствен­ное счастье, а значит, и на особое понимание смысла жизни и способа продвижения к нему. Сама жизнь не­постижима и загадочна. Никто не имеет и не может иметь достаточно мудрости, чтобы предвидеть будущее и стро­ить всегда исполняющиеся планы. И поэтому нельзя жалеть ни о чем ушедшем и постоянно беспокоиться о будущем.

Нужно уметь наслаждаться жизнью в каждый момент времени и не откладывать это на потом из-за насущных проблем. Проблемы всегда были, есть и бу­дут, и наша жизнь - сплошное их преодоление. У каж­дого - свои проблемы. Большие и маленькие. Свои час­то кажутся больше, чем проблемы других, может быть, потому, что они ближе.

Проблемы в жизни - это нормально, это неизбежно. Отношение к ним может создать трудности - все дело лишь в установке, в привычке. Часто люди вместо того, чтобы решать свои проблемы, неотступно преследуют и держатся за них. Это позволяет им в зависимости от желания либо отгораживаться от решения проблем, либо жалобами удов­летворять  потребности во внимании к себе.

С другой стороны, привязанность к проблеме заполняет внут­реннюю пустоту, создает иллюзию наполненности жиз­ни, что особо характерно для людей, не умеющих ста­вить перед собой цели и четко формулировать жизнен­ные задачи. Поэтому для большей эффективности процесса работы с этой книгой поставьте перед собой и попытайтесь найти ответы на некоторые вопросы.

Все ли проблемы  жизни действительно являются таковыми?

Почему в нашей жизни существует что-то очевидно нежелательное, на что мы постоянно жалуемся, что нравится нам и что продолжает оставаться как про­блема?

Почему в этом случае люди часто держатся за свои проблемы, не позволяя другим их решать?

Как получается, что решение проблемы часто созда­ет новую, еще большую проблему?

Почему люди в одинаковых условиях добиваются разных результатов?

Отчего вообще зависят результаты?

В чем сила человека, и как можно стать сильней?

Кем вы хотели бы быть в жизни - ведомым (другими людьми, обстоятельствами, судьбой) или ведущим?

Подумайте над этими вопросами, что-либо добавьте от себя. В процессе постепенной интеграции, на разных ее этапах продумывайте важнейшие, имеющие для вас стратегическое значение вопросы. Наблюдайте за тем, как будут меняться ваши мнения и взгляды.

Основной постулат, который принимается как теоретическая основа возмож­ности проведения интеграции осознания, - наши действия всегда совершены в определенный момент времени, сейчас. Мы никогда не совершаем ошибок. Мы всегда делаем лучший для себя выбор с точки зрения понимания ситуации в данный момент времени, а также своих эмоционально-психических зависимостей или, так называемых, программ. Иначе наш выбор был бы другим. И если не меняется восприятие мира, жиз­ни, то действия совершаются те же, и их результатив­ность остается неизменной. Так как действия всегда со­ответствуют восприятию, то ключ к успеху — в измене­нии восприятия.

Известные причинно-следственные и логические свя­зи описывают картину мира. Известные теории, вариан­ты, способы, стратегии составляют разнообразие таких описаний. Открытие всегда состоит в разрыве извест­ных связей. И чем больше разрыв, тем значительнее от­крытие. Как же прорваться в область открытий? И как выйти за рамки собственных ограничений и отя­гощающих привязанностей?

Выход возможен только в изменении состояний, способов и стиля восприятия и осознания. Жизнь человека без развития, а зна­чит, и без изменений теряет свой смысл. Цель предлагаемых в этой серии книг технологий - научить человека по-настоящему любить жизнь и наслаждаться ею.

Теория и предлагаемая практика стремятся доказать, что это действительно воз­можно. Положения этой теории в некоторых вопросах расходятся с классической психологией и некоторыми основательно с ней сросшимися учениями, которые име­ют механистическую (упрощенную) направленность.

Качество жизни зависит от установки, которой ру­ководствуется человек. Человечество должно ориенти­роваться на прекрасное, а не копаться в собственных отбросах. Часто на обобщающие психологические тео­рии переносятся выводы, основанные на наблюдениях отклонений человеческой психики. Такой перенос харак­терен для классической психологии. Свои концепции мы строим на основе наблюдений за психологически здоро­выми самоактуализирущимися личностями на “растущей верхушке популяции”.

Таким образом, составляется программа успеха, которая одна-единственная стоит во много крат больше, чем тысячи программ неудач. Наши технологии в своих практиках отталкиваются от теоретической предпосылки и веры в то, что люди обладают иерархией высших ценностей, потребностей и соответствующими способно­стями к их осуществлению. Теория без практики бесполезна, практика без теории опасна.

Основной составляющей личности является созна­ние. Его важнейшая задача - сведение воедино всех функций психики. Сознание неразрывно связано с пред­ставлением человека о себе, то есть с собственным “я”, и умением отделить его от “эго”. Фактически для людей сознанием является знание, ко­торое может быть передано другим. Таким образом, наше представление о своем “я” неразрывно связано с речью. Но речь является сравнительно недавним приобретени­ем человека как биологического вида. Поэтому в нашем мозге существует множество систем, которые не связа­ны с ней.

Каждый знает, что далеко не все мыслительные про­цессы могут быть выражены словесно, а следовательно, и переданы другим. Такое мышление мы называем инту­итивным. Оно с трудом поддается осознанию и управле­нию, хотя, возможно, является наиболее продуктивным, ведь именно благодаря ему людей иногда посещает вдох­новение, которое редко приходит по заказу. Даже при таком поверхностном анализе можно сделать вывод, что сознание - очень сложный феномен и вовсе не является чем-то простым и понятным.

Огромные резервы человеческой психики вовсе не случайны, а являются закономерным фактом. Нас продолжают удивлять де­монстрируемые иногда людьми необычные возможнос­ти, такие как экстрасенсорное восприятие, телепатия, телекинез и другое. Чаще всего такие спо­собности возникают спонтанно и впоследствии редко могут быть воспроизведены. И это оправдывает скепти­ков, которые ставят вполне справедливый вопрос: “Если такие возможности принципиально возможны и желае­мы каждым человеком, то почему за многие тысячеле­тия своего существования человечество так и не накопи­ло опыт, необходимый для надежного их использования?”

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необ­ходимо вспомнить, что подобные знания очень сложны, требуют необычайной широты подхода и смелости мыс­ли, а человеку свойствен консерватизм и нежелание пре­давать огласке то, что можно использовать единолично. Поэтому для возникновения и распространения слож­ных знаний необходима определенная социальная ситу­ация, некий общественный запрос, который возникает лишь на определенном этапе развития общественного самосознания.

Возьмем, к примеру, ситуацию с боевыми искусст­вами. Максимума своего развития они достигли в Ки­тае, Японии и некоторых других восточных странах. В Европе эти системы развивались слабо и до наших дней не сохранились. Сейчас никто не ставит под сомнение эффективность иглотерапии, но как она возникла, почему кроме Китая, нигде на Земле не было создано ничего подобного - до сих пор остается загадкой.

По представлениям практически каждого современ­ного человека, все должно развиваться от простого к сложному. Это же правило, по идее, должно распрост­раняться и на историческое формирование любых спо­собностей человека. Также постепенно должен был раз­виваться человеческий мозг с его способностью к мыш­лению.

Но, по-видимому, природе тоже свойственно чувство юмора. По последним данным нейрофизиологов, сред­ний человек за свою жизнь использует едва ли 1% воз­можностей своего мозга. Сомнительно, чтобы наши пред­ки смогли накопить такую массу мозга одними лишь интеллектуальными упражнениями. К тому же, несмотря на прогресс цивилизации, его объем и масса постепенно сокращались. Так, у кроманьонцев объем мозга дости­гал 1880 куб. см, а у современного среднего европейца лишь 1446. Бальзамированные египетские мумии помогли уста­новить, что за 2-3 тыс. лет от царствования первых фараонов до восемнадцатой династии емкость черепа со­кратилась с 1414 до 1379 куб. см, то есть на 1 куб. см в 100 лет.

Известно, что взрослому человеку свойственно множество детских признаков человекообразных обезьян. Од­ними из основных таких признаков являются размеры и пропорции черепа. У детенышей всех зверей и человека голова по отношению к телу имеет пропорционально большие размеры, чем у взрослых. Это явление - сохранение у взрослых особей детских признаков - встречается у некоторых других живот­ных. Такое изменение, по эволюционным меркам, мо­жет возникать очень быстро.

Таким образом, огромный мозг с его способностью к мышлению, вероятно, достал­ся человеку не как эволюционное завоевание, а как по­дарок природы. Вполне возможно, что многие его спо­собности при подобном относительном увеличении многократ­но возросли. И поэтому людям еще только предстоит по-настоящему освоить предоставленные природой воз­можности.

Мозг - гибкая, саморегулирующаяся система, развивающаяся  в ходе индивидуального роста орга­низма.  Функциональными основными единицами мозга являются особые нервные клетки – нейроны, образу­ющие через отростки множество связей друг с другом. В человеческом мозге имеется 100000000000000 подоб­ных связей.

Восприятие и обработка информации осуществля­ются своеобразными комплексами, ансамблями клеток. Эти комплексы являются чем-то вроде алгоритмов или заранее предопределенных путей решения задач. Не­которое количество таких ансамблей закладывается на­следственно и обеспечивает врожденные реакции. Дру­гие комплексы образуются со временем в результате научения.

Образование подобных структур возможно благо­даря переводу потенциальных связей в функциональ­ные. В последних облегчается проведение импульса. Сигналы вдоль отростка распространяются при помо­щи электрического импульса, а далее от клетки к клет­ке - при помощи специфических веществ — нейромедиаторов. Последние даже в ничтожных количествах оказывают сильное влияние на деятельность мозга, эмо­ции, состояние сознания. В мозге образуются неверо­ятно сложные комплексы — мотивационные поля, или доминанты, - его функциональные органы.

Человек взаимодействует с миром всегда через посредство своих доминант, своей деятельности. Древняя идея, что мы лишь пассивно отпечатлеваем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью стоят наши доминанты, наше поведение. Мы можем воспринимать только то, к чему подготовлены наши доминанты, то есть наше поведение. Многие вещи и целые области реального бытия проходят мимо нас, ведь человек видит реальность такою, каковы его доминанты, то есть главенствующее направление его деятельности.

Как любая сложная система, мозг не застрахован от сбоев и ошибок. В сложных ситуациях между и внутри доминант могут возникать противоречия. При междоми­нантных конфликтах некоторые из них могут вытесняться в сферу бессознательного. При внутридоминантных сбо­ях в них возникает незатухающий очаг возбуждения. Также возможно сочетание этих видов нарушений.

Та­ким образом, могут возникать неосознаваемые програм­мы и мотивы поведения, имеющие нежелательную для личности направленность. В результате возникают напряжения, приводящие к образованию психологических комплексов, скованнос­ти, ослаблению сопротивляемости организма, в тяжелых случаях - психических расстройств или психосоматичес­ких заболеваний. Образование подобных вытесненных доминант или систем конденсированного опыта - явление вполне обычное. Возможно, это одна из основных причин преждевременного старе­ния и многих старческих заболеваний.

Но как же организм может действовать себе во вред? Где же мудрость природы? Тем не менее, это факт. Если загипнотизированному человеку положить на кожу монету и внушить, что она раскале­на, то через некоторое время точно по размеру монеты образуется ожог второй степени с волдырем. Причем в нормальном состоянии осознания человек не будет по­мнить, откуда он взялся. Это хороший пример, доказывающий возможность возникновения и силу негативных программ.

Устойчивое чрезмерное возбуждение определенных доминант приводит к стереотипности поведения, снижению творческой активности и свободы. Это похоже на дей­ствие компьютерных вирусов. Некоторые из них тоже представляют собой программы, вытесняющие всю остальную информацию из блоков памяти.

Все вышеизложенное нацелено на доказа­тельство идеи о том, что, обладая огромным потенциа­лом, мозг все же обычно работает весьма непродуктив­но. Это порождает некоторые парадоксы. Например, наша память фотографически фиксирует полную карти­ну восприятия. Даже глубокий старик под гипнозом с равным успехом может воспроизвести текст из газеты, которую он случайно окинул взглядом в раннем детстве, еще не умея читать, и стихотворение, которое он усерд­но заучивал в школьные годы.

Следующий парадокс. Всем известно, насколько уто­мителен интеллектуальный труд, даже настолько элементарный, как простое подсчитывание. И в то же время у каждого человека ни на минуту не останавливается мыс­лительный процесс: фантазирование, внутренний диалог. Несмотря на то, что при этом перед внутренним взором проходят картины, намного более сложные, чем цифры, никто не считает это занятие хоть сколько-нибудь обреме­нительным.

Самосовершенствование и развитие внут­ренних резервов - неимоверно трудная задача. Мы не перестаем удивляться йогам, которые путем упорных длительных тренировок приобретают спо­собность входить в транс, замедлять сердцебиение, приобретать нечувствительность к боли, иногда они избавляют­ся от серьезных заболеваний. Но те же самые эффекты может вызвать любой эстрадный гипнотизер или рядовой психотерапевт у первого попавшегося добровольца.

Такие парадоксальные факты указывают на то, что человеку свойственно огра­ничивать свои возможности, воздвигая чисто психологические информа­ционные барьеры. Если бы подобные барьеры были реальными, то вну­шение не могло бы привести к какому-либо эффекту.

Высшая нервная деятельность человека обеспечива­ется в основном самоорганизующимися процессами моз­га. Поэтому в исправлении ошибок он должен полагать­ся только на себя. Для этой цели природой в него заложены особые механизмы. Они включаются в крити­ческие моменты, когда нестандартная ситуация требует перехода к новой модели поведения.

Шаблонные реакции — основа поведения всех жи­вых существ. Особую роль они играют в поведении об­щественных животных, где, достигая высшей степени сложности, обеспечивают взаимодействие индивидов. Но чем выше организация нервной системы, тем больше ве­роятность возникновения конфликтов между деятельной и консервативной частями ума.

Наиболее значимо это для человека, ведь у него разделение психики на созна­тельную и бессознательную части достигает максимума. Эффективное изменение поведения в зависимости от вне­шних воздействий и перемен возможно только при условии контроля над старыми шаблонами, то есть при возможности хотя бы частичного или временного их осознания.

Поисковая активность и целостность человека имеет прямую за­висимость от снов. Этот факт доказан эксперименталь­но. Но сны имеют свои ограничения, тем более что мало кто из людей может использовать их с макси­мальной пользой. Технологии работы в осознанных сновидениях известны давно, но они  недостаточно широко распространены, поэтому вряд ли их следует рекомендовать в качестве основных для достижения интеграции осознания.

Поэтому такое большое значе­ние имеют измененные состояния осознания (ИСО), возникающие в состоянии бодрство­вания. В различных ИСО возможно либо сужение, либо расширение поля осознания. Отсюда вытекают два раз­личных принципа интеграции.

Рассмотрим их с точки зрения теории доминант. Итак, задача состоит в том, чтобы устранить или перестроить определенные нейронные комплексы, которые несут ответственность за выполнение устаревших или вредных программ. Комплекс только тогда является дей­ственным, когда в нем поддерживается определенный уро­вень возбуждения. Трудность в устранении возникает из-за ограничен­ности каналов доступа. Если этот материал вытеснен, то вокруг него возникает зона торможения, ограничиваю­щая распространение возбуждения.

Обычно начальные стадии интеграции обеспечива­ются сужеными состояниями осознания. Лишь после ста­новится возможным его расширение. При сужении осознания происходит избирательное увеличение активности функциональных органов голов­ного мозга. В нервной системе существует закон - чрез­мерное или запредельное возбуждение ведет к торможе­нию.

Действующие доминанты имеют свойство суммации возбуждений. Таким образом, в первую очередь тормозятся наиболее энергетически емкие комплексы, то есть те, в которых в этот момент поддерживается наивысший уровень возбуждения.  В результате этого процесса вытеснен­ный материал становится более доступным для осознанной проработки. Просто в нормальном состоянии не хватает силы возбуждения, чтобы провести торможение негативных вытесненных доминант.

Расширение осознания обычно обеспечивается увели­чением общей активности коры головного мозга, синх­ронизируется работа различных его участков. Макси­мальная синхронизация может вызвать эффект расши­рения осознания даже на фоне торможения коры. При этом на энцефалограмме увели­чивается амплитуда электромагнитных колебаний. На фоне этого процесса становится возможным по­давление, подчинение негативных доминант из-за их не­соответствия более глобальным программам.

В обоих случаях результатом действия ИСО являет­ся перераспределение и образование новых функциональ­ных связей между клетками, что ведет к уравновешива­нию процессов возбуждения и торможения в различных участках мозга, то есть к ликвидации стресса. Во многих ИСО происходит массированный выброс гормонов нервной системы или нейромедиаторов, спектр которых очень широк. Их соотношения и количество диктуются внутренними условиями и потребностями, поэтому действуют они более мягко и целесообразно, чем введенные извне наркотические вещества.

Интенсивные процессы в ИСО осуществляются так­же и между полушариями, так как возбуждение может охватить весь мозг, и части негативного опыта зачастую находятся в различных полушариях. Кроме того, само по себе уменьшение внутренних противоречий ведет к более тесному их взаимодействию.

По современным представлениям, сознание локализовано в некотором участке мозга, который еще И.П.Павлов назвал “светлым пятном”. Наличие этого пятна подтверждается современными научными данными на основе анализа перераспределе­ния кровотока в мозге и исследования электрических потенциалов. Благодаря этому образованию человек может идентифицировать себя как определенную лич­ность, обладающую собственной волей.

Как показывает опыт, “география светлого пятна” может изменяться, а иногда этот участок вообще попа­дает в зону торможения. Последнего добиваются гипно­тизеры, так как в подобном состоянии человек становит­ся абсолютно внушаемым, теряя всякую критичность и свободу воли. В таких состояниях весьма вероятно образование изо­лированных островков восприятия, информация из ко­торых недоступна в обычном состоянии. На их базе воз­можно образование новых “я”', имеющих собственную мотивацию, а иногда даже способных в нужных ситуа­циях вызывать торможение зоны обычного “я”, полнос­тью забирая контроль в свои руки.

Так, у большинства людей вырабатывается своя реакция на стрессы, в кото­рых они ведут себя не так, как хотели бы того осознанно. Формирование новых “я” может происходить и по чужой воле. Документально подтверждена история с американским агентом, который был задер­жан в одной из африканских стран при подготовке по­кушения. На допросах выяснилось, что в нем запрог­раммированы четыре отдельные личности, каждая из ко­торых вступала в действие лишь в определенной ситуа­ции, и ни одна из них не знала о существовании трех остальных. Это было подтверждено детектором лжи и с помощью гипноза.

Внушаемость в гипнотическом состоянии является следствием новизны положения активной зоны и отсут­ствия опыта интеграции при переходах в различные состояния. Например, известный психотерапевт М.Эриксон часто произвольно мог вводить в трансовые состоя­ния, даже не прерывая речи. Эту способность он приоб­рел в результате практики самопогружения в транс, бла­годаря чему им были освоены новые участки мозга, где образовались “филиалы” “я”.

Подобная организация по­зволяет более рационально использовать ресурсы мозга. К тому же личность становится более многогранной, но не расщепленной, так как с опытом самопогружений растет подвижность осознания. Это свойство приводит к увеличению зоны осознаваемого, а вместе с ней проис­ходит увеличение спектра способностей и возможностей.

Практика произвольного вхождения в ИСО усили­вает способность человека к удержанию контроля в лю­бой ситуации и не несет ничего аномального. Основные критерии нормальности - эффективность и адекватность поведения, а не соответствие каким-либо рамкам средне­статистического индивида.

Многочисленные исследования показали, что ника­кие переживания в ИСО не разрушают личность, наобо­рот, человек избавляется от психологических проблем, становится менее агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой, которая дает чувство пол­ноты жизни. В одной из  телепередач показывали нескольких американских астронавтов, имеющих значительный опыт ИСО, - а ведь они прошли очень жесткий отбор! - врачи не выявили у них никаких отклонений в психике. Это очень способ­ные и гармоничные люди!

Приведенные выше объяснения, как и вся современ­ная психология и физиология высшей нервной деятель­ности, по сути носят несколько метафорический характер. Это свидетельствует о том, что в данной области зна­ния еще  поверхностны. Поэтому далеко не все аспекты ИСО можно обосновать с естественнонаучной точки зрения. Кроме того, биология и нейрофизиология имеют свои рамки, заданные не только наличным уров­нем знаний, но и особенностью методов познания, а так­же кругом решаемых проблем.

С давних времен ИСО имели огромное значение в жизни людей: они использовались в лечении, мистериях и как средство познания себя и окружающего мира. Методы вхождения в ИСО часто прочно вписывались в народные обряды и традиции. У некоторых народов куль­тура использования ИСО сохранилась и по сей день. Но и в наиболее развитых обществах с радикальной религи­озной основой происходят некоторые изменения в отно­шении к ИСО.

Чудо является чудом лишь в том случае, когда оно происходит нечасто, и доступ к нему затруднен. Нет ни­чего более выгодного, чем обладать монополией на чудеса. Поэтому все сильные религиозные организация объявляют себя посредниками между людьми и высшим миром, где “обитают чудотворные силы - духи или боги”. В таких случаях на исследование ИСО кем-либо, кроме служителей культа (да и то не всегда), объявляется стро­гое табу.

Классическим примером подобного отношения явля­ется христианская церковь, взгляды которой на ИСО переняли все носители европейской культуры. Хотя ран­ние христиане использовали некоторые методы вхожде­ния в ИСО для непосредственного общения с Богом. Некоторыми отголосками таких методик являются вод­ное крещение и молитва.

Негативное отношение к ИСО свойственно и класси­ческой науке. Ей вполне хватало проблем с изучением закономерностей обычной реальности, не говоря уже о постижении причудливых миров ИСО. Ведь опыт, при­обретенный в них, настолько необычен и разнообразен, что выделить в нем объективные моменты невероятно трудно. Но на пороге третьего тысячелетия мышление ста­новится  плюралистическим. Разум заменяется ра­циональностью, становится возможным говорить о раз­ных ее типах, видах ментальности, парадигмах, неклас­сической науке и тому подобном.

В последние годы под давлением социологии и ант­ропологии объективной реальности стало придаваться качество сконструированности на основе некоторого общественного консенсуса. Рассуждая о познавательной ценности путе­шествий в ИСО, известный американский антрополог У. Голдшмидт говорил: “Проникновение в миры, отлич­ные от нашего, приводит нас к пониманию того, что наш собственный мир является культурным образовани­ем”. Такая точка зрения требует новых подходов к по­знанию человеческого осознания и его места в действи­тельности.

Как уже было сказано, естественнонаучный подход к проблеме осознания весьма ограничен. Например, что мы можем сказать с точки зрения физиологии о соотно­шении мозговых процессов и осознания, рассматривая опыт трансперсональных переживаний, когда человек получает информацию о вещах, находящихся вне дося­гаемости телесных органов чувств.

Сталкиваясь с подобного рода парадоксальными явлениями, конечно же, не стоит сразу ста­вить под сомнение ценность знаний традиционной на­уки. Никому достоверно не известно, способен ли чело­веческий разум отразить истину. Поэтому в оценке на­учных концепций следует применять рационалистичес­кий подход: ценность знаний определяется лишь тем, насколько адекватно они позволяют действовать в конк­ретных условиях. Все должно измеряться опытом. И в этом смысле традиционная наука более привлекательна, чем идеалистические учения, которые часто строятся на необоснованных догадках.

Современная наука стоит на позициях материализ­ма. Но материалистическое мировоззрение вовсе не накла­дывает запрет на существование парапсихологических феноменов и иных реальностей. Вспомним базовый постулат этого учения: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. Но ощущения субъективны, то есть реальность воспринимается субъективно. Так как восприятие зависит от состояния осознания, то картину мира, открывающуюся в ИСО,  мы тоже вправе назвать реальной. Следовательно, для людей реальностей столько, сколько существует состоя­ний осознания.

В нормальном состоянии человек концен­трирует свое внимание на одной из возможных систем или подсистем космической реальности. Разница между материализмом и идеализмом фактически исчезает. Ос­тается лишь известный неразрешимый теоретический спор о первичности сознания или материи. Но в различных состояниях осознания и воспринимаемых в них реальнос­тях существуют свои законы логики и причинности, так что, как это ни парадоксально, обе точки зрения могут быть верны.

Под давлением новых психоделических исследова­ний и передовых теорий физики фрагментарная механистическая парадигма Ньютона-Декарта заменена холистической парадигмой, в соответствии, с которой части находятся между собой в парадоксальной связи и каж­дая включает целое. Следовательно, в пространстве не существует никаких границ. Положения этой парадиг­мы согласуются с голографической теорией простран­ства Д. Бома и голографической теорией мозга К. Прибрама.

Для понимания основных положений этой парадиг­мы приведем как пример следующий парадокс голографии. На голографической пластинке, где запечатлен предмет, при простом рассмотрении мы не увидим при­вычного негатива, а лишь набор непонятных клякс. В них мы не найдем ничего общего с картиной, получен­ной при пропускании луча лазера через эту пластину. При этом в пространстве возникает четкое объемное изоб­ражение предмета. Если пластинку разбить и осветить любую из них тем же лучом, то мы получим прежнее целое изображение, но лишь менее четкое. То есть лю­бая часть содержит в себе информацию о целом. Кроме того, на одну голографическую пластину можно записать несколько голограмм. Аналогичное свойство, по-видимо­му, имеют мозговые информационные образования.

Иногда элементы субъек­тивной реальности могут выходить в большой мир, покидая пределы индивида - носителя. На это указывает опыт материализации воображаемых объектов. В результате многолетних исследований “материализованных галлю­цинаций” пермский психиатр Г.П. Крохалев создал на­учную теорию, согласно которой в некоторых психичес­ких состояниях на сетчатке глаза могут формироваться голографические изображения образов, возникающих в мозге. Они проделывают обратный путь - от коры го­ловного мозга, через сетчатку и далее - в нашу действительность. Теория была создана в 70-х годах и излага­лась на разных научных конгрессах в бывшем СССР и за рубежом, получив признание многих ученых.

Так что, может быть, прав известный исследователь ИСО Дж. Лилли, утверждая, что “все и каждая вещь, кото­рую можно себе представить, - существует”. Таким образом, люди видят реальность, на которую наложены ог­раничения органов чувств в нормальном состоянии осо­знания, а также элементы субъективных и коллектив­ных реальностей.

Многие оккультные учения утверждают, что поми­мо состояния бодрствования существуют другие уровни осознания, в которых воспринимаемая картина мира более объективна. Что ж, теоретически это возможно, ос­тается только искать! Как уже было сказано, способность входить в раз­личные ИСО изначально заложена в человеке приро­дой. В основе механизма перехода лежит необходимость перестройки модели поведения в экстремальных ситуа­циях. Поэтому большинству взрослых людей уже при­ходилось сталкиваться с различными измененными состояниями осознания.

Эти состояния возникают при нарушении суточного режима, физическом и умственном перенапряжении, глубоких переживаниях, при затрудненной адаптации, дезадаптациях, стрессах, травмах, отравлениях, различ­ных заболеваниях, особенное высокой температурой, при бурном сексуальном оргазме, в результате предель­ной концентрации и перенапряжения.

Изменение состо­яния осознания сопровождается изменением восприятия, мышления и психофизических возможностей человека. По утверждению некоторых ученых, ввиду особой сложности психики человеку для нормального функци­онирования и удовлетворения духовных запросов ИСО в бодрствующем состоянии также необходимы, как и сон.

Следует отметить, что существуют также болезнен­ные нарушения осознания вследствие различных психи­ческих заболеваний, но по отношению к ним термин ИСО обычно не употребляется. Сверхбодрствование или напряженное бодрствова­ние — это стрессовое или послестрессовое состояние, связанное с увеличением поисковой активности, готовности к мобилизации резервов.

Озарение, вдохновение, по восточной терминоло­гии - сатори - результат широкомасштабных интегративных процессов между сознательным и подсознательным. Обязательной предшествующей ступенью этому состоя­нию является сверхбодрствование. Можно сказать так: озарение — удачный результат сверхбодрствования.

Вот как подобное состояние описал один олимпийс­кий чемпион: “В этот момент я почувствовал состояние близкое к восторгу. Я мог все. Казалось, взмахну рука­ми — и полечу. Знаю: это было вдохновение. Спутник каждого открытия, каждого успеха, каждого рекорда”.

Сексуальный оргазм также может приводить к зна­чительным изменениям в состоянии осознания, высвобож­дая огромный энергетический потенциал. Недаром во многих древних религиозных культурах секс обожеств­лялся и использовался как магический очищающий ри­туал. В некоторых культурах его использовали для из­гнания нечистой силы или злых духов. В Индии на ба­рельефах некоторых храмов для этой цели помещены совокупляющиеся фигурки. Накопление, рациональное использование и умение управлять сексуальной энерги­ей - основа любых психоэнергетических практик.

Известно, что часто к тяжелобольным людям перед смертью возвращается ясность осознания, даже если рань­ше оно было затуманено болезнью. Особенно интересен феномен возвращения памяти в предсмертные минуты к больным, страдающим от рассеянного склероза. Эта страшная болезнь разрушает мозг, и человек задолго до смерти теряет последние искры памяти. Но, несмотря на это, за несколько минут до смерти такие больные начина­ют вести себя вполне нормально, узнавая родных и близ­ких, что с научной точки зрения малообъяснимо.

Реанимируемые во время клинической смерти ясно слышат голоса врачей, могут воспринимать окружаю­щую обстановку и собственное тело, как бы выходя за его пределы. Это восприятие не связано с органами чувств. Так, известна история одного больного, который был совершенно слеп от рождения, но во время клини­ческой смерти впервые в жизни начал видеть глазами своего информационно-энергетического двойника. Все рассказанное после об увиденном во время операции полностью подтвердилось.

Следует выделить отдельно индуктивные состояния, вызываемые гипервентиляцией и некоторыми галлюциногенами. Пос­ледние, в отличие от наркотиков, действуют очень спе­цифично, снимая блокировку информационных потоков, повышая эмоциональную индуктивность. В результате этого возникают интенсивные галлюцинации и другие интересные феномены. Фактически этот путь открывает доступ к любым психическим состояниям и реальностям.

Наиболее сильным из известных в настоящее время галлюциногенов является ЛСД-25. ЛСД стал мощнейшим средством познания челове­ческой психики и терапии. Во времена психоделической революции множество художников, писателей, музыкан­тов, ученых совершали ЛСД-путешествия в поиске новых творческих идей и озарений. В начале 60-х годов это можно было сделать официально в клинике под при­смотром специалистов.

Хотя галлюциногены не вызывают физического привыкания, остаточ­ное действие ЛСД может ощущаться весьма длительное время - до нескольких месяцев. Иногда даже еди­ничное употребление этого препарата может привести к необратимому развитию шизофрении. По-видимому, в таких случаях имеет место предрасположенность к это­му заболеванию.

Следует отметить, что психические на­рушения могут возникать при приеме любых наркоти­ков. По данным ВОЗ, у 15% наркоманов с 3 - 5-летним стажем развиваются психозы. На смену ЛСД пришли дыхательные техники, имеющие похожее действие без каких-либо отрицательных долговременных последствий.

При опьянении алкоголем и наркотиками также про­исходит стимуляция психической деятельности, но в зна­чительно меньшей степени. Эти вещества имеют мень­шую специфичность, и при превышении оптимальной концентрации в большей мере проявляется их токсичес­кий эффект, вызывая состояние оглушенности.

За понятием “ритуальный транс” стоит целая груп­па состояний осознания, методы достижения которых связаны с различными культами и верованиями. Такие состояния возникают при истовой молитве, религиозных обрядах, мистериях, ритуальных плясках. Например, суфии ис­пользовали для этого продолжительное хоровое пение, длительное интенсивное вращение.

Во многих шаманс­ких традициях используется обряд камлания, необходи­мым элементом которого является громкая игра на буб­не в сочетании с изматывающим танцем и интенсивным дыханием. Жрецы древнегреческой богини Сивиллы, которые занимались прорицательством, для вхождения в ритуальный транс использовали даже такой необычный метод, как вдыхание вулканических газов.

Сюда можно отнести ряд групповых мероприятий, где проявляет себя так называемый “эффект толпы”. По-видимому, в таких случаях в действие вступают не­которые инстинкты, которые повышают эмоциональную индуктивность и внушаемость каждого отдельного чело­века в толпе, что позволяет людской массе в напряжен­ных ситуациях действовать как единый организм. Такое состояние несколько напоминает гипнотическое. Его мож­но значительно усилить некоторыми спецэффектами.

На современных рок-концертах и крупных дискотеках “эф­фект толпы” дополняется и усиливается музыкой, име­ющей определенные особенности, и световыми спецэф­фектами, от чего часть публики может входить в очень глубокие ИСО. Подобные мероприятия кроме разгрузки психики и снятия стрессов по­зволяют человеку испытать чувство сопричастности, еди­нения с массой, облегчая социальную адаптацию, осо­бенно в периоды общественных кризисов.

Цель гипноза и различных видов медитаций - об­ширное торможение коры с созданием очагов сверхбод­рствования для облегчения внушения или самовнуше­ния. Внушение может проводиться в целях оптимизации работы мозга и организма в целом. Впрочем, торможе­ние коры мозга само по себе способно оказывать благо­приятный эффект. Благодаря трансовым состояниям человек фактически может влиять на любые функции организма, даже на те, которые обычно не поддаются осознанному контролю.

Считается, что в состоянии сна идет многоплановая психическая работа, в том числе и перераспределение полученной днем информации. Наиболее бурно эти про­цессы протекают в фазе быстрого сна. В ней нам снятся запоминающиеся сны. По своей халатности или недора­зумению люди пускают их на самотек, то есть на волю случайных, бессознательных процессов. При этом они упускают один из самых увлекательных аспектов своей жизни - возможность осознанного участия в сновиде­ниях. Сны, в которых человек может почувствовать себя хозяином или творцом внутренних реальностей, называ­ют ясными, или прозрачными.

Особняком стоит состояние, в которое человек мо­жет переходить как из обычного сна, так и из глубокой стадии гипноза, - это состояние сомнамбулизма, или лу­натизма. Находящийся в нем полностью лишен осознан­ного контроля, благодаря чему лунатики могут совершать впечатляющие бесстрашием ночные прогулки по крышам, проделывая такие трюки, которые не осмели­лись бы повторить даже профессиональные гимнасты. Но, несмотря на это, реакция и внимание лунатиков ослаблены: далеко не каждый человек может войти в сомнамбулическое состояние посредством гипноза. Тех, кто на это способен, называют сомнамбулами. Во мно­гих культурах их использовали для общения с духами и предсказания будущего.

Традиционно все ИСО делят на расширенные и су­женные. К расширенным по субъективным ощущениям можно отнести как состояние сверхбодрствования и озарения, так и трансперсональные переживания в глубоком трансе при обширном тор­можении мозговой активности. В обоих случаях проис­ходит расширение поля внимания осознания. Поэто­му выделяют отдельную группу ИСО - трансперсональ­ные состояния осознания. Расширение сферы внимания, как и вообще наличие каких-либо ощущений при глубоком торможении коры головного мозга, - еще один парадокс осознания, выходя­щий за рамки понимания современной науки.

Известный исследователь ИСО С. Гроф считает, что в мире все находится в потенциальном или актуальном состоянии. Применительно к этой ситуации по мере ак­туализации осознания, то есть его расширений в траксперсональное состояние, мозговая активность потенциализируется, а значит, пе­реходит в скрытое состояние. Таким образом, осознание во всей своей полноте существует как бы вне мозга. Видение мира для человека ограничивается широтой внимания, памятью, рамками чувственного восприятия, ограничен­ностью во времени.

В трансперсрнальных состояниях эти ограничения фактически снимаются: люди могут ощущать еди­нение с социумом, вселенной через исчезновение собственного “эго” и отождествлением себя с различными внешними объектами любых масштабов. Опыт, приоб­ретенный в ИСО, не поддаётся детальному словесному выражению. В трасперсональных состояниях становится возможным восприятие иных измерений и реальностей, для которых понятия человеческого языка полностью неадекватны. Эти видения сопровождаются чувством реальности всего воспринимаемого, исчезновением страха, измене­нием системы ценностей, потерей интереса к материальным благам.

Суженые состояния осознания более близки к пониманию с точки зрения обычного состояния осознания, но часто их опыт также трудновыразим из-за большей эмоциональной насыщенности происходящих там собы­тий. В легких формах суженые состояния сопутствуют напряженной мыслительной деятельности или работе, требующей боль­шой степени концентрации.

Своим талантом многие гении обязаны способности к предельному сосредоточению на решаемой проблеме, то есть умению произвольно входить в суженые состояния. Поэтому неудивительно, что существует множество анекдотов о невероятной рассеянности многих выдающихся ученых. Известно, что Архимед был настолько погружен в свои расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он за­щищал. Эйнштейн иногда варил свои часы, засекая время по яйцу, которое он держал в руке.

При более глубоком погружении характерным при­знаком сужения осознания является сужение поля зрения - это так называемое туннельное зрение. Вхождение в подобный туннель - необходимый этап для проникновения в мир духов в ритуале камлания из шаманских практик. При этом шаманы идут путем мертвых, проникая в тот мир дальше, чем это удается реанимированным после клини­ческой смерти. В таких путешествиях шаманы сопро­вождают в мир “предков” души умерших соплеменни­ков, общаются с добрыми и злыми духами, ведут борь­бу с демонами, вызывающими болезни.

Обычно неподготовленному человеку суженые состояния осознания помога­ют глубже вникнуть и максимально проработать как пси­хологические, так и соматические (на телесном уровне) проблемы. Туннель подобен линзе, помогающей скон­центрировать внимание на определенных участках со­знания и подсознания, при этом не могут устоять ника­кие барьеры памяти и информационные запреты. По очищающей силе подобный процесс не идет ни в какое сравнение с психоанализом.

Возникает так называемый эффект гипермнезии, в результате которого с потрясающей четкостью восстанавливаются события любой дав­ности, вплоть до самого рождения и внутриутробного развития. Часто события разворачиваются перед наблю­дателем внутри самого туннеля, но они могут также вы­ходить за его пределы, а иногда туннель служит как бы трамплином для выхода в трансперсональные состояния. Суженое осознание может возникать при резком выходе из очень динамичного и эмоциональ­но насыщенного сна. Особенно это касается кошмаров, в ходе которых происходит сужение зрения.

Как показали исследования, диагностика и лечение различных заболеваний целителями-экстрасенсами про­исходят практически исключительно в суженом осознании. С этим со­стоянием связано подавляющее большинство парапсихологических феноменов. Это телепатия, телекинез, ясно­видение, интроскопия, осознанное вмешательство в деятельность вегетативной нервной системы, то есть кон­троль над процессами, обычно не поддающимися осознанной регуляции.

В ИСО у человека изменяются структура и харак­тер речи. Эти изменения вполне упорядочены. На каж­дом из уровней ИСО язык имеет свои особенности. В 80-х годах в СССР была создана новая научная дисциплина “Филология и лингвистика ИСО”. Дело в том, что современный человек в некоторых областях своей деятельности, испытывает такие физиологические и психологические нагрузки, что это может привести к непроизвольному вхождению в ИСО. Например, это работа операторов, подводников, летчиков, диспетчеров, космонавтов и другие виды деятельности.

В этих случа­ях на исполнителях лежит огромная ответственность, и от них в критических ситуациях может зависеть сохран­ность дорогостоящей техники и безопасность многих людей. Поэтому перед наукой встала насущная необхо­димость: изучить возникновение подобных состояний и особенностей поведения человека в них. Советскими ис­следователями изучались по большей части суженые состояния, так как на практике приходится сталкиваться, как правило, с ними.

В лабораторных исследованиях эти состояния обыч­но вызывались введением инсулина, атропина, кетолара и различных нейролептиков. Были исследованы харак­терные особенности речи для каждого уровня ИСО. В результате - разработаны специальные грамматические тесты, с помощью которых можно быстро и точно опре­делить, в каком состоянии осознания находится испытуе­мый. Это позволяет избрать соответствующую модель языка, который был бы доступен человеку в определен­ном состоянии. Взаимопонимание выражается в виде от­четливого выполнения команд.

Результаты подобных исследований неожиданно на­шли применение еще в одной области знаний. Толкова­ние древних религиозных текстов - довольно трудная задача. Поэтому неудивительно, что многие секты в пре­делах одних и тех же религиозных течений по-своему понимают единые первоисточники. И дело не в том, что языки с тех пор изменились, — это препятствие вполне преодолимо. А в том, что писали их святые и пробуж­денные: витая в облаках высоких истин и свете своих озарений, им недосуг было думать о том, как трудно будет простым смертным понять их глубоко метафори­ческие речи.

Лишь теперь, применяя данные указанной науки, становится понятным, что авторы этих произведений писали их не только на языке своих эпох, но и на языке своих ИСО, в которых они внимали глас излагаемых в писаниях истин. Для их понимания необходимо учитывать этот факт. С указанных позиций уже проанализированы неко­торые буддийские тексты, что дало весомые резуль­таты. Будем надеяться, что дальнейшие исследования в этой области помогут нам глубже понять прозрения древ­них мудрецов, которые творили во время, когда люди не налагали столь жестких мировоззренческих оков на свободу своего осознанного восприятия.

Среди распространенных феноменов ИСО следует также отметить нарушения восприятия тела. Изменяют­ся ощущения размеров тела, его пропорций. Если затра­гиваются пласты эмбриональной памяти, то создается впечатление относительного увеличения размеров голо­вы. В суженом осознании человек может отождествлять себя с каким-либо органом, клеткой, зародышем, сперматозоидом.

При выходе осознания за пределы тела возможно полное отож­дествление себя с любым одушевленным или неодушев­ленным предметом. Вместе с этим изменяется представ­ление о телесной оболочке как о вместилище своего “эго”. Так, во многих восточных психотренинговых системах в целях оздоровления и духовного совершенствования практиковалось намеренное перемещение осознания в раз­личные органы и части тела, а также во внешние объек­ты.

В расширенном осознании при максимальном погружении тело как бы вовсе исчезает, и человек ощущает себя точкой чистого осознания без какого-либо носителя и связанных с ним ограничений.

Не остается неизменным в ИСО и восприятие времени. Субъективно оно может ускоряться, замедляться, возникают эффекты перемещения осознания в нем как в прошлое, так и в будущее. Явление многократного уско­рения внутреннего субъективного времени - загадка, над разрешением которой бьются многие ученые. Дело в том, что нервные импульсы имеют вполне определенную скорость, что ограничивает скорость восприятия информа­ции. И изменить ее фактически невозможно. Но как объяснить случаи, когда в ИСО во внутреннем времени люди переживают дни и годы буквально за считанные минуты или часы.

Еще один широко известный пример парадоксов восприятия времени - формирование длительных по собы­тийности снов, возникающих под влиянием кратковре­менных факторов, ведущих к пробуждению. Согласно ис­ламским традициям, пророк Магомед был взят со своего ложа ангелом Гавриилом. Они побывали на седьмом небе, в аду и после девятисоткратной беседы с Богом Магомед был возвращен обратно. Перед путеше­ствием он сбил кружку с водой, стоящей рядом на сто­лике, по возвращении же успел ее подхватить, не дав упасть на пол. Впрочем, это довольно распространенное явление, и, вероятно, многим читателям приходилось пережить нечто подобное.

Важность подобного опыта трудно переоценить. На его основе разум получает возможность осознать истинную природу реальности, а это знание способно неизме­римо обогатить и преобразить любую личность. Путеше­ствие осознания порождает знание о бесконечности внут­реннего мира человека. Но окружающая нас внешняя вселенная также бесконечна. Воспринимаемая в определенном состоянии осозна­ния реальность рождается на стыке внешнего и внутрен­него миров. Но может ли быть реальной граница двух бесконечностей? И все же мы научились воспринимать ее в обычном состоянии осознания как нечто постоянное. Это действительно цен­ное завоевание, если не забывать о его условности.

Рассматривая познавательную и прикладную цен­ность расширенного и суженого состояний осознания, сравним их с телескопом и микроскопом, приборами, которые имеют свои строго определенные сферы применения, и без которых наши знания и наши возможности были бы намного беднее. Но наблюдаемые при помощи этих приборов большой космос – макромир - и микромир являются частями одной постоянной реальности, поэтому их описания различными наблюдателями одинаковы.

На восприятие миров осознания влияет характер их состояния, который часто очень непостоянен, и множество других субъективных факторов. Поэтому далее о закономерностях и феноменах различных состояний осознания, а главное - о достижении их осознанной интеграции мы будем говорить в контексте используемых для этого достижения прикладных техник, важнейшими среди которых являются хорошо зарекомендовавшие себя техники управления внутренней энергией.

Эта энергия, феномен которой будет рассмотрен в следующих главах, представляет собой фундаментальную природную силу, с помощью которой человеческие существа могут позволить себе осознанное управление психическими процессами. Всякие иные попытки психической саморегуляции заранее обречены, поскольку не имеют никаких шансов без постоянной подпитки реальной жизненной Силой.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА