О чакрах

чакры энергетическая структура биополе йога

Практически все эзотерические системы считают, что человек, кроме физического тела, имеет так называемые «тонкие» тела: семь тел, из которых наиболее ярко проявленными являются четыре, проявления же остальных настолько тонки, что их трудно заметить в нашей повседневной жизни.

Энергетическая структура человека

Эфирное тело (санскр. «прана коша» — оболочка праны) или, как его называют в других школах, витальное тело — это тело энергии, которое определяет структуру человеческого здоровья. Если человек порезался или поцарапался, спустя некоторое время кожа зарастает определенным образом — это эфирное тело определяет программу регенерации физического тела. Чем сильнее у человека эфирное тело, тем он здоровее, чем слабее у человека эфирное тело, тем он больнее. Эфирное тело повторяет контуры тела физического. Кроме эфирного тела, существует эфирное поле. Это эфирная энергия человека, которая не структурирована в эфирном теле и является неким «мешком» размером от 40 см до 1 м (у здорового человека), который окружает человека. Эфирное поле находится в динамическом равновесии с эфирным телом человека. Эфирное тело редко меняет свои размеры и форму и происходит это, как правило, в случае тяжелых болезней. Если у человека по каким-то причинам много энергии: он плотно поел, кого-то энергетически «объел» (бывает и такое), побывал в местах, где много эфирной энергии, то эта избыточная эфирная энергия излучается в эфирное поле, которое увеличивает свои размеры. В особых случаях размеры эфирика могут увеличиваться до 1,5–2 метров, оно может быть очень большим, но не надолго. Если у человека очень большое количество энергии эфирного поля, его все равно быстро «объедят», т. к. много энергии носить нельзя. Когда мы говорим об ауре человека или о размерах его поля, мы говорим об эфирном поле.

Эфирное поле присуще только живым объектам, включая минералы. Оно по определению является нефизическим полем, поэтому попытки измерить его физическими приборами являются абсурдными. Измерение эфирного поля возможно только приборами, использующими живые объекты: микроорганизмы, растения, животных, людей и их реакцию на энергию. Наиболее известным способом измерения эфирного поля является биолокация. Эфирное поле, как и эфирное тело, можно увидеть на однородном фоне, но оно более разрежено.

Астральное тело (санскр. «кама коша» — оболочка желаний) — это тело определяет структуру эфирного тела. Если у человека искажается эфирное тело, то астральное тело задает программу его восстановления. Астральное тело повторяет контуры физического и эфирного тел и находится за пределами эфирного тела. Его также возможно наблюдать на однородном фоне. Астральное тело определяет эмоциональную составляющую человека. Астральное поле — это объем астральной энергии, который находится в динамическом равновесии с астральным телом. Если мы говорим: «яркая личность», — это наша реакция на его астральное поле. Человек с сильным астральным полем обладает способностью влиять на эмоции других людей. В социологии и психологии это называется харизмой. Вблизи такого человека легко вовлечься в его эмоциональные состояния.

Астральные энергии можно почувствовать, даже не обладая специальными умениями. Так, попав в какое-то общество, вы чувствуете, что там тягостная атмосфера, в этот момент вы подключились к ощущению астральных энергий этого коллектива. Или вы чувствуете, что атмосфера радостная, вам стало весело, вы почувствовали соответствующие энергии. Способность к подключению к окружающим астральным энергиям и выведение таких состояний на осознанный уровень — это и есть «выход в астрал».

Разумеется, астральные поля также нельзя измерить физическими приборами.

Ментальное тело (санскр. «манна коша» — оболочка разума, манаса) — это мысли, идеи, знания, смыслы человека. Обсуждение более высоких тел и полей лежит за пределами данной книги.


чакры энергетическая структура биополе йога

Чакральная система человека: История вопроса

Основным элементом энергетической структуры человека является чакральная система. Чакры (санскр. «колеса», «круги») упоминаются в большинстве йогических и тантрических первоисточников, например «Гхеранда самхите», «Хатха йога прадипике», «Шива самхите», «Шат чакра нирупане», «Йога таттва упанишаде», «Амритабинду упанишаде» и во многих других источниках.

Тема чакр затрагивается и в тибетских источниках, например, в знаменитом Атласе тибетской медицины, китайских трактатах по «нейдан» (санскр. — внутреннему эликсиру). Некоторые элементы чакральной системы упоминаются в японских боевых системах (хара, тен-шо), воззрениях мезоамериканских шаманов. Встречаются аналогичные представления и в менее развитых системах (разумеется, в упрощенном виде).

На Западе узнали о существовании чакр благодаря трудам Артура Авалона, европейца, попавшего в закрытую индийскую тантрическую Школу и опубликовавшего часть полученных им знаний. Именно он первый опубликовал классические индийские рисунки чакр, которые со всевозможными искажениями и ошибками перерисовывались другими авторами в течение последних 100 лет, а также привел мантры чакр и их лепестков, соотнес лепестки чакры и качества характера человека. На основании приведенной им схемы чакральной системы родилось бесчисленное множество школ и интерпретаций, различных техник работы с чакрами. Однако являясь последователем эзотерической, то есть закрытой традиции, А. Авалон внес и некоторую путаницу в понимание чакральной системы, утверждая, что открытие чакр является следствием «поднятия кундалини», а, следовательно, у обычного человека все чакры закрыты.

Следующий шаг в понимании чакральной системы в современной оккультной традиции был сделан Рудольфом Штайнером, основателем антропософского общества. Он заметил, что чакры открываются не при поднятии кундалини, а скорее, наоборот: чакры открываются у человека при наработке каких-то новых способностей и качеств, что является предпосылкой для поднятия кундалини. Благодаря этому замечанию Р. Штайнера, понимание чакральной системы в современном эзотеризме расширилось. В трудах Штайнера утверждается, что чакры есть у всех людей, но степень их развитости может быть различной. Причем именно характеристика чакры определяет внешние проявления человека, его способности и свойства личности.

Параллельно со Штайнером и, что также интересно, примерно в то же время к проблеме чакральной системы подошла психология.

Вильгельм Райх, признанный в дальнейшем основателем телесно-ориентированной психотерапии, обнаружил, что психологические проблемы человека приводят к появлению мышечных зажимов, которые локализуются в виде семи «мышечных поясов», каждый из которых связан со специфической и четко определенной группой проблем. (Полагаю, даже незнакомый с трудами Райха читатель догадался, что положение и характеристики этих «поясов» поразительно напоминали чакральную систему Штайнера). Данная теория была существенно развита учениками и последователями Райха (А. Лоуэн, Фельденкрайз), а телесно-ориентированная психотерапия заняла достойное место среди других терапевтических систем. Западный человек начал находить первые ключи.

Определенный вклад в понимание чакральной системы и ее роли в изучении организма человека был сделан экстрасенсами в период всплеска интереса к экстрасенсорике в конце 70-х годов ХХ века. Практически независимо от уже упомянутых источников, на основании преимущественно собственного опыта, ими было замечено, что в теле человека существуют энергетические центры, от состояния которых зависит физическое здоровье человека. И локализуются эти центры примерно в тех же местах, где находились нарисованные Авалоном лотосы.

Впрочем, неудивительно, что все системы, независимо друг от друга приходили к похожим выводам. Чакры существуют объективно и любое исследование человека рано или поздно приведет к подобным представлениям. Связь эмоциональных состояний с определенными участками тела отражена даже в языковых оборотах, таких как: «голова пухнет», «твердолобый человек», «ком в горле», «сердце сжимается», «в печенках сидит», «гора с плеч упала», «сосет под ложечкой», «стало жарко в паху», «очко взыграло».

чакры энергетическая структура биополе йога

Физиологические аспекты чакр

Опишем кратко локализацию и символы чакр в соответствии с индийской традицией.

САХАСРАРА расположена на макушке. Точный рисунок неизвестен.

АДЖНА расположена в межбровье, соответствует среднему мозгу. Анатомически с аджной связаны головной мозг, глаза, лобные и гайморовы пазухи, нос, верхние зубы.

ВИШУДХА расположена в районе горла, связана со щитовидной и паращитовидной железами, с ушами, а также со всем, что находится в гортани, с пищеводом, трахеей, верхней частью бронхов, языком, шейными позвонками.

АНАХАТА — сердечный центр. Контролирует сердечнососудистую систему, прежде всего само сердце, легкие, все позвонки грудного отдела, руки, ребра и все межреберные промежутки, нижнюю часть бронхов.

МАНИПУРА расположена чуть выше пупа, связана со следующими органами: желудком, желудочно-кишечным трактом (за исключением верхней части пищевода), кишечником — прежде всего тонким (толстый кишечник больше связан с муладхарой), верхней частью почек и надпочечниками (адреналин - «манипурный» гормон), печенью, селезенкой, позвоночником на уровне манипуры, поджелудочной железой.

СВАДХИСТХАНА расположена в районе половых органов, примерно на четыре пальца ниже пупа. Со свадхистханой связаны половые органы (мужские, женские), мочевой пузырь, нижняя часть почек, почечные лоханки, мочеточники, мочевой канал, яичники, матка — у женщин, нижняя часть поясницы (кроме крестца, который связан с муладхарой), бедра.

МУЛАДХАРА расположена в районе крестца. С муладхарой связаны крестец, предстательная железа, таз, толстый кишечник, прямая кишка.

Чакры находятся на астральном, эфирном и физическом телах. Сопоставляя локализацию чакр с расположением эндокринных желез и узлов вегетативной нервной системы (ВНС), можно легко увидеть полную аналогию. Особенно эта связь прослеживается, если обратить внимание на вспомогательные чакры (примерно по 4 на каждую из основных), указанные в Атласе тибетской медицины. На физическом уровне каждая чакра представлена железой и узлом ВНС. Однако человек не является лишь только физиологическим существом. Поэтому чакральная система не сводится лишь к особенностям строения физического тела человека. Характеристики чакр напрямую связаны с энергетикой и психикой человека. По сути, чакры есть «мостик», связующее звено между физическим, эфирным и астральным телами человека.


чакры энергетика психологияПсихологические характеристики чакр

Чакра — явление очень сложное и многопараметрическое. Обычно пытаются описать чакры с точки зрения одного параметра. Например, сильная чакра или слабая. На самом деле, для того, чтобы описать чакру, необходимо, по крайней мере, десять разных параметров. Некоторые из этих параметров будут описаны ниже.

Сила и слабость чакр

Сила чакры — это количество энергии, которое изначально представлено в данной чакре, а слабость, соответственно, ее отсутствие. Наличие на чакре энергии определяет желания человека, а ее количество — их силу. Именно этот факт делает понятным эзотерический принцип: следуя своим истинным желаниям, человек следует своей дхарме.

Из сказанного выше легко понять, что человек с сильной чакрой в значительной степени мотивирован потребностями, связанными с этой чакрой, что позволяет описать психологические портреты людей с различными сильными чакрами. Например, человек с сильной муладхарой работает ради благосостояния, постоянно упорядочивает пространство вокруг себя, это его не утомляет. Это ему нравится, так как соответствует его желаниям и потребностям. Куда бы такой человек ни попал, он тут же с большим или меньшим успехом начнет упорядочивать все вокруг себя.

Человек с сильной муладхарой не любит бытового дискомфорта.

У человека с сильной свадхистханой мотив получения удовольствия — один из доминирующих. Он во всем ищет кайфы, а если их нет, то пытается создать. Мотив чувственного наслаждения, в том числе и сексуального, для него доминирует.

Человек с сильной манипурой мотивирован потребностями в доминировании, управлении, социальном признании и уважении. Это тип человека, который живет для того, чтобы делать карьеру.

Человек с сильной анахатой живет чувствами. Например, такой человек готов жертвовать чем либо ради любви (или ненависти — это ведь тоже чувство).

Человек с сильной вишудхой мотивирован познанием Мира и потребностью в самовыражении. Его характеризуют любопытство и любознательность, зачастую эстетизм. Вишудха отвечает также за вербальный интеллект, то есть способность выражать свои мысли и состояния словами.

Человек с сильной аджной мотивирован экзистенциальными потребностями, т. е. потребностью сформировать свое мировоззрение, увидеть свое место в мире, понять смысл жизни.

Верхнюю чакру, сахасрару, и ее свойства мы не рассмотрим в рамках данной книги, так как ее проявление связано с возможностью контакта человека с Космосом и Высшими Силами и для большинства не столь значительны.


Развитость чакры

Развитость чакры. Открытость и закрытость

Прежде всего, нужно говорить не об открытости, а о развитости или неразвитости чакры. Чакра у человека развита тогда, когда у него много наработок, связанных с данной чакрой. Открытость чакры есть предельное состояние развитости чакры.

Развитая аджна, в зависимости от уровня развития, может дать человеку наблюдательность, способность логически мыслить, эрудицию, аналитическое мышление или глубинную мудрость.

Если у человека развитая вишудха, то этот человек умеет выражать свои мысли и чувства вербально, в виде слов или другим способом.

Человек с развитой анахатой умеет работать с энергией чувств. Он умеет излучать чувства, принимать чувства других людей. Он умеет быть ярким в эмоциональной чувственной сфере. Как правило, люди с развитой анахатой артистичны.

Человек с развитой манипурой — это человек с мощным социальным интеллектом (психологический термин), то есть он воинственен, независим, умеет добиваться своих целей социально приемлемыми путями, в том числе и в ущерб интересам других людей.

Человек с развитой свадхистханой умеет жить с удовольствием. Он умеет сам получать удовольствие от жизни и доставлять его другим людям. Его удовольствия дифференцированы, он понимает толк в изысканных наслаждениях и состояниях.

Человек с развитой муладхарой легко структурирует пространство вокруг себя. Такие люди много и успешно строят, делают ремонты и наводят порядок вокруг себя.

Возможен вариант, при котором у человека чакра сильная, но неразвитая.

Рассмотрим для примера свадхистхану. У человека может быть сильная свадхистхана, на ней много энергии, но весь диапазон чувственных наслаждений — поесть, поспать, выпить… В данном случае, мы можем говорить, что чакра у человека сильная, но она неразвитая.

Аналогично сильная, но неразвитая манипура приводит к тому, что у человека есть тенденция к доминированию, но эта тенденция выражается в простейших формах: набить кому-нибудь морду, унизить, напугать. Человек с такой манипурой не понимает, что существуют более изысканные формы доминирования, более тонкие формы управления людьми, и, соответственно, не может использовать эти приемы.

Человека с сильной, но неразвитой анахатой переполняют чувства, но он даже не знает какие, он также не способен ни выразить, ни дифференцировать свои состояния.

Сильная, но неразвитая вишудха приводит к появлению «изобретателей» вечных двигателей, участников художественной самодеятельности и т. п.

Таким образом, каждый центр не просто некий рисунок, и не только лотос, который «сидит» на позвоночнике и открывается при прохождении кундалини. Это вполне определенный набор психических функций, которые проявляются в реальной жизни в виде каких-то умений, навыков, способностей и качеств. Исходя из этого, понятно, что человек с развитыми чакрами более совершенен, чем тот, у которого какие-то чакры не открыты.

Наиболее привычное, понятное и естественное сочетание — чакра у человека слабая и неразвитая. Такой человек практически никак не проявляется по соответствующей чакре. Достаточно благоприятна ситуация, когда у человека чакра сильная, но неразвитая. В этом случае у человека много энергии, он может позволить себе ошибаться, нарабатывая новый опыт. Если он поставит перед собой соответствующую задачу, то сможет эту чакру развить. Энергии к тому времени на ней останется меньше, потому что, следуя методом проб и ошибок, он много раз оступится, платя энергией за новые наработки.

Чем развитее у человека чакра, тем меньше ему необходимо тратить энергии для достижения целей, связанных с данной чакрой.

Например, рассмотрим вишудху. Каждому человеку необходимо определенное количество слов, чтобы объяснить другому человеку какую-либо мысль. Чем менее у человека развита вишудха, тем больше слов ему необходимо. Один будет объяснять много часов — другому достаточно нескольких слов и ярких образов. Не только доступность, но и емкость его речи повышается по мере развития вишудхи. Например, «Йога-сутра» Патанджали — это четыре страницы, которые можно интерпретировать, интерпретировать и интерпретировать потому, что она лаконична. Информация как бы уплотнена. В коротких фразах заключено очень много различных смыслов и их оттенков.

Если развитый человек «выводит» энергию свадхистханы, то люди вокруг него впадают в «кайфовое» состояние. Если в ход идет энергия манипуры — начинают испытывать тревогу и страх. К такому человеку трудно подойти без легкого трепета, а уж о том, чтобы напасть на него, и подумать страшно (в прямом смысле). Чем развитей у человека чакра, тем меньше ему необходимо энергии, но тогда нужно больше возможностей для достижения тех или иных целей.

Открытость чакры — это умение выводить энергию из чакры напрямую, минуя действие. Так, человек с открытой вишудхой не нуждается в словах для объяснения. Подошедший к нему с вопросом вдруг чувствует, что и сам знает ответ на свой вопрос. Умение передавать состояние или выражать чувства без слов — признак открытости анахаты и т. д.

Открытость чакры — это атрибут йоговского состояния. Йогом можно считать человека, который открыл все 7 чакр и способен выводить энергию из каждой чакры, минуя физические действия.

Разумеется, описанные состояния есть сиддхи — способности, выходящие за пределы «нормальных» или, точнее сказать, привычных человеческих возможностей. Способность управлять внешним эфирным или астральным полем любой из чакр есть сиддха. Открытие любой чакры приводит к появлению того или иного набора сиддх, а отсутствие соответствующих сиддх свидетельствует о закрытости чакры.

Следует понимать, что сиддхи могут быть присущи не только людям, занимающимся оккультными практиками. Зачастую обычные люди имеют некоторые из этих сиддх и очень мощные, но не осознают их энергетическую природу. Реализация человека в социуме напрямую связана с имеющимися у него сиддхами. Например, может ли стать руководителем человек, не вызывающий одним взглядом трепета у подчиненных…? Всегда ли врач понимает, почему он поставил именно этот диагноз? Почему один музыкант заставляет людей плакать, а другой, исполняя это же произведение, лишь издает технически правильные звуки? Ответ на эти вопросы в способности данных людей работать с энергией.

Иногда люди пользуются имеющимися у них сиддхами неосознанно. Некоторые делают это полуосознанно. Они понимают примерно, как и что нужно сделать, какое состояние взять для того, чтобы что-то произошло. Однако существует определенная разница между обычным человеком, владеющим той или иной сиддхой, и эзотериком. Человек в социуме реализует свои возможности, т. е. он пользуется тем, что у него уже есть. Задача же человека, который занимается эзотерикой или йогой, шире. Он пытается не только реализовать свои возможности, что, впрочем, тоже является важным элементом, но и наработать какие-нибудь новые способности или умения для того, чтобы кардинально что-то изменить в себе или в своей жизни. Это и есть работа над открытием чакральной системы.


чакры рыхлость и плотностьРыхлость и плотность чакр

Под рыхлостью поля или чакры мы будем понимать такое состояние поля, при котором оно легко пробивается, т. е. при сравнительно слабом энергетическом воздействии на соответствующем уровне возникает «дырка» или отстежка энергетики. Излишне рыхлое поле препятствует удержанию энергии в чакре. Рыхлость поля — это неустойчивость состояния, энергия есть, но отстоять себя не может. Поле плотное снаружи, слабое — внутри.

На уроне поведенческом рыхлость есть состояние, когда человек не выстроен по какому-то Природному закону, но ситуации, на выполнение этого, еще не встретилось. На физическом уровне мышцы, находящиеся в зоне рыхлых чакр, недостаточно развиты или гипертрофированно расслаблены.

Напротив, состояние при котором человеку трудно вывести соответствующую чакральную энергию называется ригидностью. Ригидность связана с гипертрофированно повышенной плотностью энергии. Мышцы в зонах ригидности зажаты, растяжка ухудшена. Чаще всего ригидность появляется на уровне чакр, блокированных вставками. Отмечу, что если чакра ригидная, блокированная, то это не значит, что она слабая. Если у человека чакра ригидная и слабая — ему крупно «повезло». По крайней мере, не будет неврозов. Если чакра сильная и ригидная, то человек пребывает в сильном внутреннем конфликте потому, что энергия ищет выхода, а выхода нет.

Как и другие энергетические характеристики, рыхлость и ригидность поля определенным образом отражаются как на физическом теле человека, так и на его эмоциональном состоянии (астральном теле).

Остановимся кратко на физических и психологических характеристиках, соответствующих рыхлости и ригидности чакры.

МУЛАДХАРА

Рыхлость Муладхары на поведенческом уровне может выразится в том, что у человека есть склонность обладать большим количеством имущества, чем он в состоянии потянуть. Ригидность Муладхары — состояние постоянного сжатия тазового дна, такое ощущение, что человек идет по жизни, держа Мулабандху. Эта ситуация достаточно распространенная из-за того, что в Европейской культуре повышенное отрицательное отношение ко всем процессам, связанным с дефекацией, мочеиспусканием и т. д. Психотип человека с ригидной Муладхарой соответствует понятию анально-фиксированного типа, принятому в психоанализе.

Характерный пример анально-фиксированного типа — это чеховский «человек в футляре», он одевается на случай, вдруг еще похолодает. Каждый день в одно и то же время на работу, с работы, по воскресеньям он совершает прогулку из точки А в точку В — все расписано, зафиксировано. Это и есть признак ригидности Муладхары, когда человек не в состоянии отступить от тех схем, по которым он привык жить. На физическом уровне вы можете определить ригидность муладхары по зажиму тазового дна, и ограничению подвижности таза и бедер. Как правило, у такого человека очень слабая растяжка ног в стороны.

СВАДХИСТХАНА

Рыхлая Свадхистхана легко диагностируется по повышенной подвижности таза, причем неконтролируемой. Особенно это хорошо видно, когда человек стоит, у него постоянно вываливается таз, чаще всего вперед, движение ногой — таз вывалился. Такое ощущение, что таз живет своей жизнью. Иногда можно заметить, что низ живота между пупом и паховой зоной у такого человека немножечко вывален, т. е. имеется нижнее пузико. На поведенческом уровне рыхлая Свадхистхана приводит к следующему. Если у человека энергии на Свадхистхане много, у него может быть возбудимость высокая, а способность достичь оргазма — низкая, так бывает чаще у женщин. У мужчины признак рыхлой Свадхистханы — высокая возбудимость и быстрое семяизвержение, обусловленное неспособностью удержать энергию. Быстрое расслабление от алкоголя также признак рыхлой Свадхистханы.

Ригидность Свадхистханы — это неспособность выпускать сексуальную энергию. Неспособность проявляется в том, что человек не может признаваться самому себе в том, что он испытывает желание, не может выражать это желание, сексуальные проявления и т. д. На физическом уровне это проявляется в наличии зажима внизу живота. Это приводит к тому, что спина приобретает такую выгнутую форму, а попа уходит чуть-чуть назад. Забавно, но у многих манекенщиц, которых рассматривают как идеал сексуальности, выстройка именно такая. Это говорит о том, что они, скорее всего, абсолютно не сексуальны. Походка у такого человека типа «уточки», попа сдвинута чуть-чуть назад. Женщине с ригидной Свадхистханой трудно возбудиться, а мужчине присуща повышенная стеснительность.

МАНИПУРА

Рыхлая Манипура — приводит к форме поведения, которая называется «понты». Человек имеет тенденцию брать на себя больше, чем следовало бы. Для человека с рыхлой Манипурой характерно появление «мягкого пузика».

Обратите внимание, что у мужчин Манипура часто разрыхляется после брака. Чего-то он уже достиг, есть семья, неплохое материально положение, бороться уже за что-то особого желания нет, есть какая-то устойчивость, есть на кого положиться... Человек «положился», часть Манипуры отдал фирме, часть — жене, часть — еще куда-то, вроде бы все нормально, при этом любая стрессовая ситуация человека пробивает, потому что Манипура уже делегирована. В таком случае начинает сразу появляться брюшко. Брюшко может появляться не только у мужчин, хотя у них оно более выражено, но и у женщин.

Состояние ригидной Манипуры проявляется в постоянно зажатом прессе. Как правило, такое состояние долго не держится, потому что оно быстро заканчивается язвой желудка. Человек находится в состоянии очень мощной внутренней агрессии, которая не выпускается наружу – кипящий котел злобы. Чаще всего такая агрессия превращается в аутоагрессию, что и вызывает появление язвы.

АНАХАТА

Рыхлость Анахаты у мужчин диагностировать достаточно сложно по внешним признакам, потому что ничего особенного не видно. У женщин диагностировать легче. Как правило, когда Анахата у женщины разрыхляется, то ее грудь отвисает. Пока молодая девушка или женщина живет яркими переживаниями, эмоциями, сама является источником излучения эмоций, у нее грудь «стоит». Как только эмоции ослабляются, женщина начинает идти на поводу в эмоциональной сфере, грудь увеличивается и потихонечку отвисает. Эмоциональная рыхлость Анахаты выражается в том, что человек легко подвергается даже слабым эмоциональным воздействиям. Ярко выраженный тип эмоционально рыхлого человека — это человек, который смотрит какой-нибудь сериал и плачет, когда очередной злобный персонаж терзает чистую и невинную героиню.

Ригидность Анахаты легко диагностировать у всех. В нашей культуре ригидность Анахаты встречается чаще в силу особенностей воспитания. Диагностировать ригидность Анахаты проще всего по проблемам с дыханием и проявляется в неспособности дышать грудью. Если человек не в состоянии дышать грудью, значит у него зажим в передней части груди, особенно, если человек не в состоянии вдохнуть вперед. Человек дышит грудью вверх-вниз — дыхание типа «шприц» или у него «жаберное» дыхание (за счет расширения ребер), но если вы зафиксируете его живот, ребра, то человек не может вообще вдохнуть.

На психологическом уровне ригидность Анахаты — неспособность испытывать чувства. Чувства у человека могут и быть, но выразить их, отдаться им он не может. Зачастую человек даже не осознает, что чувства у него есть. Он чувствует некоторый дискомфорт, но сформулировать свое состояние более явно и понятно человек не может. Это проблема нашей культуры — люблю я или не люблю, люблю или ненавижу — не знаю. Чувства заблокированы, но если чакра сильная, то они все равно пытаются как-то проявится, разрывают человека, и чакра пробивается.

ВИШУДХА

Рыхлая Вишудха видна по нечеткости высказываний и по наличию слов-паразитов. Когда человек много говорит, а что именно он хочет сказать понять невозможно — это Вишудха сильная, но рыхлая. Болтливость — тоже рыхлость Вишудхи. Особенно, когда человек выдает информацию, которую бы не стоило рассказывать.

Ригидная Вишудха диагностируется по постоянной гипертрофированной зажатости шеи. Иногда у людей настолько сильно зажаты эти мышцы, что можно обратить внимание, как человек начинает ими «играть», потому что мышечная система не может находится в непрерывном напряжении, его нужно снимать. Напряжение это вообще не осознаваемо.

Вишудха отвечает за самовыражение человека. Если самовыражение у человека в достаточной степени блокировано, то результатом на физическом уровне будет зажатость. Человек с ригидной Вишудхой имеет что сказать, но внутреннего разрешения на это нет. Другой вариант ригидности — это ригидность сзади. В таком случае это признак гиперответственности, когда человек не в состоянии отказать. Он берет на себя много всего, это начинает его тяготить, прижимать к земле, и в конечном итоге, возникает шейный остеохондроз. Именно такой ситуации соответствует выражение «сидеть на шее», что означает - тянуть кого-то на своей энергии.

АДЖНА

Рыхлая Аджна имеет место у человека с не устоявшимся собственным мировоззрением. Как только он видит новую идею, тут же бросается на нее, особенно если эту идею ему специально преподносят. «Принимаем «Гербалайф»?!» - Он искренне будет убеждать принимать «Гербалайф». Потом новая идея — нужно клизмы ставить — все, ставим клизмы. Происходит перескакивание с одной идеи на другую, т. е. человек не проводит критический анализ каждой концепции, пытаясь синтезировать ее в свое мировоззрение, а скачет с одной идеи на другую, как с волны на волну. Идеи могут быть даже противоположны друг другу. По выражению лба рыхлость Аджны к сожалению не диагностируется, но если вы несколько раз заметили, что человек перескакивает с идеи на идею, с мировоззрения на мировоззрение, любое более привлекательное мировоззрение может быть взято на вооружение, подходит, то это рыхлость Аджны.

Ригидность Аджны выражается в постоянном наморщивании лба, в установке, что постоянно нужно ходить и думать или в гипертрофированном напряжении мышц глаз. Ригидность Аджны зачастую не напрямую связана с Аджной, а возникает в силу того, что человеком многократно блокируется плач. Ребенку запрещают плакать, потом он запрещает сам себе выражать эмоции через глаза. Возникает постоянное напряжение около глазных мышц, эмоциональное напряжение накапливается.

Признак рыхлости любой чакры — человек легко по этой чакре пробивается. Например, незначительное эмоциональное воздействие по Анахате — вы идете и видите дохлую кошку, вас начинает «выкручивать», потому что вы легко принимаете на себя это состояние. Это признак рыхлости Анахаты.


Возбужденность и угнетенность чакр

Согласно йогической концепции состояние человека определяется его тонкими телами и полями, прежде всего эфирным и астральным, которые в свою очередь спроецированы на физическое тело. Причиной искажения этих тел являются нарушения человеком Природных законов, прежде всего неблагоприятные энергетические завязки с другими людьми, называемые хвостами. Примерами таких завязок может быть обида одного человека на другого, ощущение вины или долженствования, западение или чрезмерная привязанность.

Хвосты условно можно разделить на берущие, т. е. такие, по которым энергия уходит от человека, и дающие, по которым энергия, наоборот, приходит. Один и тот же хвост для одного участника завязки является дающим, а для другого — берущим. Долговременный приток или отток энергии приводит к деформации сначала ауры человека, которая выполняет роль буфера (появляются т. н. «дырки», «бугры» и «вмятины»), а затем и его внутренней энергоструктуры. При достаточно долгом оттоке энергии чакра, на которой локализован хвост, переходит в угнетенное состояние, а при достаточно долгом притоке — в возбужденное. При этом немного меняется их локализация. Опытным путем замечено, что возбужденная чакра сдвигается вперед, к передней поверхности тела, а угнетенная напротив сдвигается назад.

По выстройке позвоночника можно определить привычные для человека возбужденные и угнетенные чакры. Существует общий принцип: выстройка позвоночника воспроизводит чакральную структуру. У человека на уровне возбужденной чакры, выдвигаются вперед позвонки, человек начинает выгибаться вперед. На уровне угнетенной чакры человек начинает сутулится.

В отличие от описанной выше ситуации с рыхлостью поля, когда человек может двигать некоторой зоной произвольно, человек чакра которого угнетена, устойчиво сутулится в одном месте. Даже когда ему предлагают выпрямиться, он не может этого сделать, т. к. с точки зрения внутренних ощущений такого человека, его внутреннее ощущение «прямизны» в действительности соответствует его естественной внешней «кривизне».

Если у человека, допустим, устойчиво угнетена Анахата, то он устойчиво сутулится в области сердца. В зависимости от того, как угнетена Анахата, человек может сутулится в верхней Анахате, в средней и нижней.

Если у человека устойчиво угнетена Манипура, он всегда старается сесть так, чтобы подобрать живот в себя, зона уходит в себя и закрывается (правда, это уже называется не сутулость). Если у человека угнетена Вишудха, он имеет тенденцию прятать ее в плечи, поднимая плечи и опуская голову. Если Вишудха возбуждена, есть такой вариант, что человек смотрит «через ноздри», т. е. у него всегда чуть-чуть запрокинута голова.

Если у человека возбуждена Аджна, то он ходит подобно страусу — голова постоянно выдвинута вперед относительно тела. Если Аджна угнетена, то голова запрокидывается чуть-чуть назад. Если Свадхистхана угнетена, то человек прячет эту зону, если возбуждена — то выпячивает. Почему это происходит, понять легко на энергетическом уровне.

Рассмотрим, например, сердечную чакру. Если Анахата угнетается, то она устремляется назад и эфирное поле человека сдвигается вслед за чакрой. Образуется дырка, которая не является естественной для человека. Человек пытается разровнять свой эфирик единственным доступным для себя способом — он начинает сутулиться на соответствующий угол. Человек ссутулился, края дырки сблизились, плотность эфирика примерно выровнялась, как спереди, так и сзади. Тоже самое происходит, когда чакра возбуждена. Чакра сдвигается вперед, спереди возникает бугор, а сзади возникает впадина. Человек с помощью расправления плеч компенсирует их.

С какими же нарушениями связано угнетение чакры? Чакра угнетается чаще всего тогда, когда человек по этой чакре тратит слишком много энергии. Вариантов подобной траты энергии может быть несколько.

Первый вариант траты энергии — гипертрофированное излучение. Чаще всего к этой фазе чакра приходит от перевозбуждения. Например, у человека есть нарушение по Аджне, он постоянно пытается всем «всунуть» свое мировоззрение, люди отчаянно сопротивляются, но он их убеждает, давит, доказывает логически, люди все равно сопротивляются, но он их «разводит по понятиям» и т. д. В конечном итоге или люди сдаются, или «посылают» его, но энергию такой человек в любом случае тратит. Это состояние гиперизлучения требует сильного возбуждения чакры, пока человек находится в этом состоянии. Человека, у которого возбуждена Аджна, практически ни в чем невозможно убедить. Любая ваша попытка пообщаться с ним на Аджне приведет к тому, что он вам тоже приведет массу примеров, и даже, если вы сможете привести какие-то более логичные аргументы, он все равно никогда вас не послушает.

Проходит год, два, у каждого свое время, и чакра переходит в устойчиво угнетенное состояние, т. е. человек потратился. Если у человека угнетена Аджна, ему очень сложно собраться, его мысли легко переключаются с одного на другое, трудно фиксируются на чем-то конкретном, зато он легко западает то на одном, то на другом — состояние общего дисбаланса.

Второй вариант траты энергии — отстежка по «хвостам». Если на чакре много берущих хвостов, то энергия уходит с нее без сознательного усилия владельца. Это похоже на ситуацию с должником, у которого проценты по кредиту автоматически снимаются сразу, как только деньги приходят в банк, и он их даже не видит. Кстати, человек, который чувствует себя должным, действительно отстегивает энергию по манипуре.

Опишем кратко состояния, связанные с дисфункциями остальных чакр.

Угнетенность Вишудхи можно сформулировать как невыразительность. Человек никак себя не проявляет, он может быть внутри очень интересным человеком, у него могут быть интересные мысли, интересный внутренний мир, но это никак не проявляется наружу. Если у человека состояние возбужденной Вишудхи, то чакра его как бы толкает что-то сказать, даже если сказать нечего.

Состояние угнетенной Анахаты — это эмоциональная подавленность, депрессия, человек будет склонен ко всевозможным эмоциональным переживаниям, ему трудно будет испытывать радостные чувства, состояния и т. д. Наоборот, если у человека Анахата возбуждена, то у него повышенная эмоциональность, состояние типа «Остапа явно несло», человека несет от его собственных эмоций. Это может в конечном итоге закончится выжиганием Анахаты.

Человек с угнетенной Манипурой — идеальный тип руководимого, у подчиненного должна быть Манипура угнетена, тогда он выполняет быстро все распоряжения, правда на энергии руководителя. Если у человека Манипура возбуждена, то это тип вечного спорщика.

Состояние угнетенности Свадхистханы — это состояние сексуальной недоразвитости, пониженной сексуальности. Состояние возбужденной Свадхистханы возникает при длительной не реализации желания.

По поводу состояния Муладхары сложно что-либо сказать, она не двигается вперед-назад, как все другие чакры. Однако она может пробиваться.

В принципе, возможны и другие варианты возбуждения чакр, когда чакра возбуждается не от того, что человек гипертрофировано по ней реализуется, а из-за того, что он набрал по ней слишком много энергии тем или иным способом. Например, у него гипертрофировано выраженная черная форма поведения по соответствующей чакре, а он столько «съесть» не может.

Опираясь только на визуальные признаки, трудно догадаться каким способом у человека возбудилась чакра. Для этого надо проанализировать его поведение и состояние в течение некоторого времени. Если у него длительно устойчиво возбуждена чакра, то, скорее всего он ее не выжигает, а наоборот переедает, т. е. снимает с окружающих больше энергии, чем может «переварить». Каким способом, например, можно перекормить Аджну? Черный вариант по Аджне — вы разрушаете чье-то мировоззрение, не давая ничего взамен, вносите сомнения в его убеждения. Обладая развитостью ментального аппарата нетрудно убедить человека в том, что он не прав, даже если это не так. Если у человека начинается распад мировоззрения, а нового мировоззрения не возникает — высвободившаяся энергия отправляется на вашу черную Аджну. Но если она не черная, или ее врожденной емкости и силы не хватает, Аджна перекармливается и возникает состояние перевозбуждения Аджны. Если у человека перевозбуждена Аджна, то возникает состояние «полноты» головы, думать не о чем, больше ничего в голову не влазит.

Возможность предсказания формы поведения человека может иметь большой прикладной смысл. Например, если некто постоянно «переедает», вероятно, он будет переедать и вашей энергией тоже. Соответственно, если вы видите, что у человека явно перевозбуждена Манипура, то можно сказать, что человек «завязал» на себя слишком много народу по Манипуре. Ему очень многие люди должны, они «вибрируют», отдать не могут и не отдать не могут. А может, такой человек с возбужденной манипурой подсадил на себя очень много народу, сделал фирму, в которой все боятся лишний раз пискнуть, отстегивают ему Манипуру, а он уже столько и съесть не может. В таком случае вы уже можете четко предсказать, что, вероятнее всего, аналогичный тип отношений будет перенесен и на вас, и вас попытаются построить, сделать должным, завязать.

У большинства людей поведение стереотипно, человек, как правило, имеет ограниченное количество стереотипов, переносит привычный ему тип отношений на всех окружающих людей.


чакры код днк болезньРассмотрим кратко связь между состоянием чакр и типичными болезнями.

АДЖНА
Анатомически с аджной связаны головной мозг, глаза, лобные и гайморовы пазухи, нос, верхние зубы. Как и любая другая чакра, аджна бывает возбужденнной, угнетенной, заблокированной и рыхлой.

Аджна угнетается тогда, когда человек слишком много западает и растрачивает энергию. Западение, по сути, это растрата энергии внимания. Например, вы западаете сейчас на том, что там сейчас у вас делается дома. Ваше внимание, энергия внимания прикована к дому — часть энергии аджны находится вне вас. Если человек имеет тенденцию на многих вещах одновременно западать, или вообще склонен к «западучести», то вначале его аджна перевозбуждается, а потом после перерасхода энергии становится стабильно угнетеной. Это может приводить к различным головным болям тупого характера. Головная боль бывает разная: давящая, пульсирующая, острая, тупая и т. д.Мигрени связаны с перевозбужденностью аджны, но больше они связаны со свадхистханой, а именно с ситуацией, когда энергия свадхистханы начинает попадать в аджну.

Тупая головная боль и всевозможные помрачнения сознания, состояния дискоординации, состояния, когда человек сел и «улетел» (он не задумывался, потому что когда человек думает, у него глаза активные, а в этом состоянии глаза пустые) — все такие состояния связаны с угнетенностью аджны или с большой дыркой на аджне. Такие дырки и хвосты на аджне могут образовываться тогда, когда человек очень много людей «подцепил» на свое мировоззрение или на свою логику.

Например, гипнотизер — специалист по классическому гипнозу по Шарко, ведет сеанс. «Сейчас я досчитаю до 10 и ты заснешь…», — это чисто аджновское излучение, после этого человеку дается какая-то установка. Что такое установка? Гипнотизер берет кусок своей аджны и «вклинивает» его в аджну другого человека. Кому-то при этом может стать легче, но у гипнотизера энергии станет меньше. Природу не обманешь.

Зачастую такие проблемы бывают у школьных учителей, которые учат детей преимущественно внушением на аджне: «Надо делать так, ты понял, надо так!!!» Если при этом чакра у такого учителя не черная или он нарушает черные законы, то возникают хвосты на аджне и в дальнейшем аджна постоянно угнетена, что приводит к вышеперечисленным заболеваниям.

Специфические синдромы на аджне, менее общие, но тоже случающиеся — это состояние недовольства, которое выражено через аджну. Недовольство может выражаться разными путями: через анахату (обида), вишудху (ворчание, критика). Может оно выражаться и через аджну, человек специфически «исподлобья» смотрит на Мир: «Глаза б мои тебя не видели». Как правило, такое состояние «бьет» по гайморовым пазухам и приводит к гайморитам, синуситам и выпадению, расшатыванию, продырявливанию верхних зубов. Иногда бывают люди, у которых верхние зубы плохие, а нижние хорошие. Это, как правило, связано с тем, что у человека «верх» недоволен, а манипура нормальная, потому что нижние зубы больше связаны с манипурой, а верхние — с гайморовыми пазухами, носом и аджной. Иногда у спортсменов после травм носа начинают портиться верхние зубы.

Есть еще интересные специфические синдромы, связанные с аджной. Это синдром недоплаканности. Человеку, а особенно ребенку в детском возрасте внушили такую вещь — плакать плохо, надо скрывать свои чувства. Эмоции, точнее эмоциональные энергии выделяются, но не покидают тело и откладываются на мышцах, связанных с соответствующей чакрой. В рассматриваемом случае — на аджне. Слезы, которые не выплаканы, создают гипернапряжения глазных и некоторых лицевых мышц (26 мышц), которые, зачастую проявляются в форме постоянного напряжения лба, такое ощущение, что человек все время немного насуплен. Со временем, поскольку на то, чтобы блокировать все эти эмоции, тратится энергия аджны (хотя это эмоции анахаты), аджна от этого вылетает. Постоянно 24 часа в сутки человек тратит, чтобы блокировать соответствующие энергетические выбросы, таким образом, аджна тоже угнетается и у человека могут возникнуть проблемы с головной болью.

Установка «глаза б мои не видели» может быть заложена в виде целостной программы. Например, родители часто повторяют ребенку: «Глаза б мои тебя не видели...», а ребенок повторяет все за родителями и у него тоже будет эта программа «глаза б мои не видели», и он многого «не видит». Таким образом, он сам себе на энергетическом уровне разрушает глаза, а заодно и печень. Иногда это нарушение может привести к диабету. Существует такая забавная связь: печень связана с глазами, а глаза с печенью.

Иногда низкая плотность поля на аджне возникает за счет того, что у человека отсутствует внутреннее право на обладание собственным мировоззрением. Он постоянно прислушивается к тому, что говорят люди (газеты, книги, СМИ). Но ведь сегодня говорят так, завтра так… А энергия, которая могла бы быть потрачена на то, чтобы сформировать свою точку зрения уходит… Думать своей головой становиться еще труднее. Если поле рыхлое, если чакра слабая, то обязательно кто-нибудь это поле со временем скушает. Поэтому человек с рыхлой аджной рано или поздно «сажает» себе кого-нибудь на аджну. Физиологически это может привести к тику левого глаза, который возникает тогда, когда человеку навязали несвойственную человеку точку зрения. Причем человек может и не осознать, что принял несвойственную ему точка зрения. Иногда такое происходит при неумеренном интересе к разнообразным философским и эзотерическим системам. Проявляется такая, своего рода аджновская всеядность. Человек читает, читает, читает, слушает все подряд. При этом он пропускает совершенно разнородные энергии, а своего мировоззрения не выкристаллизовывает. Но в действительности, все чужие системы — это лишь кирпичики, из которых нужно выстроить свое мировоззрение. Это кармическая задача человека по аджне. Если человек этого не делает, он просто раздает свою энергию этим всем системам, авторам и у него возникают проблемы с аджной. С этой же причиной могут быть связаны другие болезни головы и симптомы, локализованные с левой стороны. Чтобы понять как именно, подойдите к зеркалу и посмотрите какие мышцы напрягаются при плаче. Вообще, для аджны очень важны особенности локализации болезни на правой или левой стороне.

ВИШУДХА
Вишудха связана со щитовидной и паращитовидными железами, с ушами, со всем, что находится в гортани, с пищеводом, трахеей, верхней частью бронхов, иногда от проблем вишудхи может страдать верхняя часть легких (хотя в основном легкие находятся на анахате), язык (им мы болтаем), шейные позвонки.

Наиболее распространенный вариант возбуждения вишудхи — это возбуждение вследствие недосказанности. У человека возникает желание что-то сказать, иногда приятное, иногда неприятное, у него есть свое мнение. А свое мнение нужно выражать. Однако у человека есть программа, которая блокирует право на свободное выражение своего мнения. Энергия все равно есть, энергия накапливается в районе вишудхи и не излучается. При этом возникает «комок в горле», который является первой, еще чисто энергетической подсказкой о том, что с чакрой не все в порядке. В дальнейшем подобный комок может привести к разным заболеваниям. Если это комок обид, то, как правило, он приводит к заболеваниям типа астмы. Бронхиты тоже связаны с большим количеством невысказанного недовольства или просто культивированием в себе состояния недовольства, но в этом случае речь идет уже об анахатных состояниях.

Иногда вишудха может возбуждаться вследствие того, что человек ведет себя по вишудхе по черному, тогда как она у него белая. То есть он провоцирует людей на интерес к какой-то информации, люди на нем начинают западать, энергия идет ему на вишудху, и вишудха у него не переваривает такую энергию. Тогда она возбуждается, у человека возникают заболевания, связанные с гипофункцией соответствующих органов.

С точки зрения здравого смысла, если чакра возбуждена, то органы должны возбуждаться, а если угнетена — то угнетаться. В действительности все наоборот. Если у человека вишудха возбуждена, то у него будет синдром недостаточности функции щитовидной железы. А если угнетена, то — избыточности. «Зоб» — это синдром угнетенной вишудхи, а не возбужденной.

С угнетенной вишудхой связаны астма, бронхиты и т. д. Вишудха очень часто, как это ни странно, угнетается из-за критики. Критика, в общем-то, связана с недостаточностью манипуры, но когда человек критикует, он выбрасывает энергию вишудхи. Критика — это гипервыражение своего мнения. Человек выражает свое мнение, его никто не спрашивает, а он все выражает и выражает. С этим связаны всевозможные заболевания горла, гланды, т. е. разнообразные воспалительные процессы в области горла. Самой простой и распространенной причиной заболеваний горла, как правило, является критика — кого-то обругал, покритиковал — заболело горло. Пополоскал эвкалиптом, морской солью — вроде отпустило. Хотя, в принципе, нужно сразу разбираться — кого вы и где поругали. С критикой связаны многие острые болезни зубов. Когда кого-то сильно поругали, начинают болеть зубы, причем возникает именно острая боль. Пародонтоз — более сложное заболевание, связанное с разными чакрами.

Вишудховское заболевание — глухота, не врожденная — кармическая, а приобретенная. Причина в том, что у человека есть тенденция не слушать чужого мнения вообще. Ему говоришь, а он «как об стенку горохом». Он таким образом сам отгораживается, перекрывает приток энергии в чакру.

Еще одно заболевание, связанное с вишудхой — заикание. По моим наблюдениям, заикание связано с пробоем вишудхи или с пожиранием потока вишудхи кем-то другим. Иногда ребенок не может выговаривать буквы. В данном случае нужно смотреть, кто на нем «сидит» (т. е. забирает себе энергию предназначенную для развития ребенка; см. «Формирование чакр в детском возрасте»). Часто отделение «поедателя» от потока приводит к улучшению.

Синдром пробитой или отданной вишудхи на психоэмоциональном уровне — утрата эстетических чувств. Человеку все равно во что одеваться: красиво или некрасиво, эстетично или не эстетично, утрачивается интерес к своей внешности.

АНАХАТА

С анахатой связана вся сердечно-сосудистая система, прежде всего само сердце, легкие, все позвонки грудного отдела, руки, ребра и все межреберные промежутки, нижняя часть бронхов (часть бронхов связана и с вишудхой, и анахатой, в зависимости от того, где именно бронхит локализован).

Состояние анахаты легко определить, даже если вы не видите энергетик. Для этого достаточно рассмотреть руку человека: если у него ладонь в мелких сухих морщинках, подсохшая, то это говорит, как правило, об угнетенности анахаты. И, наоборот, если рука сочная мясистая, то анахата нормальная.

Блокированная анахата наблюдается у человека с ригидной сферой чувств. У человека с блокированной анахатой отсутствует внутреннее право на свободное выражение любых чувств. Человек не может свободно любить, свободно ненавидеть, свободно радоваться, свободно печалиться и т. д. Чувства зажаты в тиски и блокированы. Такого человека даже при отсутствии болезни легко определить по некоторым внешним признакам. Во-первых, при полном дыхании йогов или вообще при дыхании человек не дышит грудью, он дышит животом или ключицами, грудь не способна расширяться. Во-вторых, наблюдается «панцирность» — человек ходит как в панцире, монолитно. Почти всегда это сопровождается всевозможными проявлениями остеохондроза, сколиоза. Вообще, везде, где проявляется ригидность спины, можно говорить, как правило, о блокировании соответствующей чакры. В перспективе блокированная чакра приводит ко всевозможным сердечным заболеваниям.

В дальнейшей перспективе, если у человека есть блокировка на свободное выражение чувств, это приводит к гипертонии и угнетенности анахаты. Есть несколько цепочек развития болезни. С одной стороны, угнетение может произойти потому, что неиспользованный орган атрофируется, есть такой общий принцип, закон Ламарка. С другой стороны, на такого человека имеют тенденцию западать: «Ах, он сухарь черствый!». Возникают претензии по анахате, пробои в области сердца, оттоки энергии и т. д. А угнетенность анахаты приводит к повышению давления, к гипертонии. В перспективе есть некоторая вероятность дойти до инфаркта. Хотя инфаркт — это специфическая болячка. Развивается инфаркт, по моим наблюдениям, тогда, когда на человека запало одновременно много людей, причем запало специфически, из серии: «Попутного ветра в горбатую сторону». Когда много людей хотят избавиться от человека, он им мешает. Возможны и другие причины. Помните фильм «Время желаний». У героя произошел инфаркт. Причина была в том, что он жил не своими желаниями, жил по чужим желаниям, соответственно, отдавал свою анахату.

Возбужденная анахата может быть связана с тем, что человек ведет себя при белой чакре по-черному, т. е. притягивает к себе чувства других людей. Например, распространенная картина — семейная пара в летах, у мужа — гипертония, у жены — гипотония. У обоих болеет сердце. Претензии — «он меня не любит, не понимает, он мне мало уделяет внимания», а он говорит — «а я больше не могу!». Он при этом чувствует себя виноватым. Ощущение себя виноватым — это уже пробой анахаты, он пытается отстегнуть все, что можно, у него энергии становится все меньше и меньше, возникает дырка, а ей эта энергия, которую она от него получает, не нужна, у нее оказалась анахата белая. У жены избыток этой энергии, она ее не съедает, анахата возбуждается, давление падает, голова болит.

Всевозможные заболевания легких: воспаления легких, туберкулез и т. д. возникают от недостатка радости жизни. Туберкулез был не случайно «любимой» болезнью русской интеллигенции, которая воспитывалась в печали: «…английский сплин иль русская тоска».

Болезни легких напрямую связаны с таким качеством, как тоска. Тоска — это недостаток энергии огня в легких. Но не огня в чистом виде, а энергии радости, живой энергии. Если человек умеет радоваться жизни, то все классно. Помните известный фильм «Формула любви», где выражен такой взгляд: «Папенька говорит, что вкушать одни радости от жизни недостойно». Здесь имеется в виду восторг от жизни, свадхистхана — это удовольствие, а восторг, направленный на какой-то объект, это больше относится к анахате. Причем, тот же папенька лежал с параличом, что заставляет глубоко задуматься о ценности его жизненной позиции.

Бывает, что воспаление легких возникает тогда, когда человек очень сильно с кем-то поругается. Ругань, высказывания с большой претензией к человеку могут привести пробою анахаты, причем грязными энергиями, который в свою очередь может быть причиной легочного заболевания. Бронхиты возникают при недовольстве жизнью. Человеку все не так, он сидит и культивирует в себе это состояние. Если состояние локальное, то возникает острый бронхит, если вялотекущее, постоянное — хронический.

Всевозможные заболевания, связанные с позвоночником в области анахаты, т. е. остеохондрозы спины, сколиозы и т. д. Остеохондроз, как наиболее любимое заболевание нашего времени (за всю свою жизнь я видел не более 5-ти человек, у которых не было остеохондроза), связан с блокированностью или угнетенностью соответствующей чакры. Если чакра блокирована или угнетена, человек сутулится соответствующим образом. Сутулость становится хронической, мышцы слегка воспаляются, подтверждают соответствующее положение позвоночника, позвоночник подтверждает положение мышц. Если у человека боли начинаются от плеч и заканчиваются солнечным сплетением, то смело можно тренировать более свободное выражение чувств.

Сколиозы, искривления позвоночника связаны с другим аспектом. Как уже писалось выше, у человека правая сторона тела «мужская», а левая — «женская». Когда у человека на какой-то стороне энергии становится меньше, то человек начинает сутулится в соответствующую сторону. В таком случае у человека нарушение следующего характера: или человек умеет излучать чувство, но не умеет принимать его, или наоборот; или к нему есть какие-то конкретные претензии от представителей определенного пола — только от мужчин, или только от женщин, особенно в детском возрасте, когда может иметь место очень сильная завязка на одного из родителей — маму сильно люблю, а папу — нет, или наоборот.

Вогнутость позвоночника возникает тогда, когда чакра возбуждена. Человек получает энергии больше, чем может переварить.

Всевозможные межреберные невралгии, которые тоже связаны часто с анахатой, исходя из моей практики, возникают вследствие локальных нарушений, человек где-то там «прострелил чувствами». Эта проблема хорошо снимается мануальной терапией при вправлении соответствующего позвонка, и боль через пару дней проходит.

Мастопатии возникают из-за блокированности анахатных чувств. Они возникают у женщин, у которых анахатной энергии много, но они не умеют ее выражать и излучать. Это застой анахатной энергии, внутри кипит и бурлит, а снаружи нет. По моим наблюдениям, это иногда связано со сверхдисциплинированной семьей. Например, жестким отцом, который девочку держал в ежовых рукавицах. Если блокировки на чувства не было, т. е. у женщины есть анахатная энергия — она излучает, нет — не излучает. Но если энергия есть, а ее женщина не излучает, то весьма вероятна мастопатия.

В молодом, особенно в девичьем возрасте, мастопатия может возникнуть вследствие того, что девочке уже пора жить половой жизнью, а она этого не делает. Такая мастопатия, если не очень запускается, проходит после нахождения постоянного партнера. Поскольку у нас живучи вставки — «пока замуж не выйдет — ни-ни...», то важно вовремя все успеть.

Сейчас много молодежи с деформированной грудной клеткой, и вообще, сейчас большая редкость верхняя анахата. У анахаты есть несколько сегментов. Верхняя анахата отвечает за любовь к Богу, Природе, Космосу — трансцендентальную любовь, бхакти. Средняя анахата отвечает за любовь, дружбу к равным себе, за партнерские отношения. А нижняя анахата отвечает за любовь к своему: мой дом, моя собака, моя жена. Человек сутулится в той зоне, которая у него угнетена. Сейчас верхняя анахата большая редкость, нижняя еще хоть изредка прорезается. Поэтому распространена «негритянская» (как у исполнителей рэпа) походка у молодежи. Объяснить, как можно любить Бога невозможно, если у человека этот сегмент анахаты отсутствует.

На психоэмоциональном уровне синдромом пробитой анахаты является депрессия и обидчивость.  


МАНИПУРА
Манипура связана с такими органами: желудок, желудочно-кишечный тракт (за исключением верхней части пищевода), кишечник — прежде всего тонкий, толстый кишечник больше связан с муладхарой, верхняя часть почек и надпочечники (адреналин и т. д.), печень, селезенка, позвоночник на уровне манипуры, поджелудочная железа.

Угнетенная манипура формируется у людей, которые постоянно «гнутся», которых гнут. Такой человек не склонен принимать на себя ответственность за свои поступки, а перекладывает ее на кого-то. Человек склонен жить в долг. Человек не имеет способности отстаивать свои интересы.

Манипура отвечает за доминирование, за способность человека доминировать среди себе подобных. Если у человека эта способность ослаблена или блокирована, то он свою энергию манипуры отдает другим людям. Что они ему в ответ возвращают, то и ест. Если он отдает больше, чем у него есть, если он постоянно угнетен — формируется образ «маленького человека», то манипура, естественно, угнетается. В медицине такое состояние называют психологическим стрессом, у человека постоянно присутствует чувство тревоги, как я буду жить, страхи— это все синдромы пробитой манипуры.

Утрата энергии манипуры — это ощущение страха. Тревожность — это также пробитая манипура. Пробитая, угнетенная манипура приводит прежде всего к повышенной кислотности, гастриту. Язва — результат того, что человеку навязывают чужую позицию, а он ее принимает. Он бы хотел измениться, но не может, потому что не умеет отстаивать себя — язва обеспечена. В психологии есть такая концепция, что язва — это аутоагрессия. Когда на человека наезжают, у него возникает агрессия, а агрессию он не может выразить на другого человека и выражает ее на себя, самоедство.

Заболевания печени связаны чаще всего со злостью человека, которая может выражаться, а может и не выражаться. Человек копит в себе злобу и от этой злобы еще и балдеет. Печень и желчный пузырь — это муж-жена по китайской системе. Если у человека возбуждается печень, то угнетаются пути желчного пузыря. Желчь не выбрасывается интенсивно, возникают застои, в застойной желчи формируются хлопья, слипаются, образуются камни.

Всевозможные заболевания поджелудочной железы, типа панкреатитов, возникают из-за специфических манипурных нарушений. Моя личная статистика в этой области мала, но наиболее вероятная причина — это отсутствие внутреннего права на инициативу. Человек хороший, манипура у него есть, но проявить инициативу, сделать что-то свое он не может (нижняя манипура) — у него могут возникать заболевания поджелудочной железы.

Заболевания двенадцатиперстной кишки — заболевание угнетенной манипуры, самоедство, радикальных отличий по причинам от обычной язвы я не замечал.

Манипурная болезнь, как это не странно, диабет. Причиной является общее ощущение недовольства жизнью, то не так, это не так, т. е. отсутствие внутреннего горения.

Болезни возбужденной манипуры. Тенденция решать все проблемы только с помощью манипуры. Состояние «вечного воина». Это может быть связано с блокированностью анахаты или свадхистханы. Для таких людей характерны краснота лица, сухость телосложения. У человека угнетается анахата или свадхистхана, иногда и то, и другое, возникает перевозбуждение капиллярной системы, капилляры начинают лопаться. Манипура возбуждается, а кислотность в этом случае понижается. Человек излучает слишком много манипурной энергии, а внутри у него ее не остается. У такого человека становится гиперчувствительным желудок, у него постоянные отравления.

Еще один интересный момент — неспособность зачатия часто связана с угнетенной манипурой. Если у пациентки пробита манипура, особенно если она пробита отцом, у нее могут возникнуть проблемы с зачатием. До тех пор, пока она не снимет отца с манипуры, а это значит научиться не зависеть от него эмоционально, до этих пор зачатие проблематично. Хотя вроде бы матка находится на уровне свадхистханы, но при всем при том связана она с плодом через манипуру, и, по всей видимости, энергия идет к плоду через манипуру матери, а не через свадхистхану. Если манипура угнетена, то плод не может получать энергию даже на начальных этапах, женщина беременеет и у нее происходят выкидыши. Необходимо снимать с манипуры того, кто там сидит, убирать свою зависимость от чьих бы то ни было мнений, концепций, отношений, чувствовать себя самостоятельным, независимым человеком. С кармической точки зрения, это понятно: если человек не является самостоятельным и независимым, то новый рожденный человек будет психологически ущербным. Кому это надо? Вот душа, желающая воплотиться, и игнорирует таких родителей.


СВАДХИСТХАНА
Со свадхистханой связаны половые органы (мужские, женские), мочевой пузырь, нижняя часть почек, почечные лоханки, мочеточники, мочеиспускательный канал, яичники, матка — у женщин, нижняя часть поясницы (кроме крестца, который связан с муладхарой), бедра.

Наиболее распространенным нарушением является выдача каких-то обещаний, «распускание» свадхистханных полей при их нереализации. Женщина или мужчина поля распустили, народ позападал, на секс настроился, а потом — отбой. Сущность этого нарушения состоит в том, что у человека есть желание, которое блокировано, т. е. отсутствие внутреннего разрешения на получение удовольствия. Хочешь — делай. А если у человека желание есть, а внутреннего права на это нет, то рано или поздно возникают заболевания. У женщин это приводит к заболеванию придатков, воспалению яичников.

Следующий интересный тип нарушений. Поскольку европейская культура базируется на христианстве, то в нашей культуре есть общая установка на отрицательное отношение к сексу. Эта установка настолько глубоко лежит в нашей культуре, что даже когда сознательно думаешь, что все хорошо и можно, все равно в глубине души (эта установка очень глубоко лежит в нашем менталитете) она остается, и выкорчевать ее очень сложно. Если эта установка активно проявляется, то человек может быть склонен к всевозможным заболеваниям грибкового характера (молочница и т. п.). С другой стороны, если человек не умеет просто кайфовать, получать удовольствие, жить кайфами в полной мере, то возможны различные застойные заболевания, например, у мужчин — простатиты. Кроме того, при внутренних ограничениях могут возникать заболевания поясничной области, пониженная гибкость этой области.

Еще одна психологическая причина, которая бьет по свадхистхане и может привести к тем или иным болезням и у мужчин, и у женщин — страх беременности. У женщин — страх забеременеть, у мужчин — страх за женщину. Это может приводить к развитию разных заболеваний, воспалений.

Синдромы возбужденной свадхистханы. Возбужденная свадхистхана может возникнуть тогда, когда у человека очень много энергии на свадхистхане, но она просто не реализуется и не выводится на «хвосты». Человеку хочется, но «хвосты он не распускает». Это может привести к циститу — воспалению мочевого пузыря. Это может служить причиной приливов крови к голове, головных болей, мигреней, т. е. это синдром возбужденной свадхистханы при неумении выводить энергию из свадхистханы.

С этой же причиной связана значительная часть шизофрений, которые формируются в пубертатном возрасте, когда девушке уже пора жить половой жизнью, а семья «вешает ей лапшу на уши», что еще нельзя, еще рано. А гормоны уже «играют», они не знают, что по паспорту не пора. Есть еще такое заболевание — приливы крови к голове. Девушка сидит, а потом лицо становится красным, как помидор. А причина та же самая. Проходит это все, если находится постоянный партнер, который будет ее удовлетворять.

Всевозможные желания, которые появились и не реализовались, могут «ложиться» на бедра в виде бедерных зажимов. У мужчин это, как правило, связано с передней поверхностью бедер, у женщин — с задней поверхностью бедер, что является причиной целлюлита. У женщин синдром полноты связан с нереализованной свадхистханой.

Болезни предстательной железы (простаты) связаны с отсутствием внутреннего права на получение удовольствия, эмоциональная ригидность, не чувственная ригидность, а именно эмоциональная, и в перспективе — с западением женщин на эту ригидность. Мужчина не может полностью получить кайф от женщины, отпустить себя в сексе, что приводит к постоянному поиску новых партнерш: попробовал, что-то не то, пошел искать другую, опять не то.
А проблема-то внутри: отсутствует право на полное удовольствие. Иногда мотивацией такого зажима является желание «показать себя» в постели, доказать свои мужские способности. Результат тот же — простатит.

Фибромы, кисты и подобные болезни связаны с какими-то конкретными «западениями» на женщин со стороны мужчин, иногда с обманами, причем обманы могут быть двух видов — обманы мужчин и обманы себя. В одном случае мужчина «западает», а в другом случае женщина делает вид, что ей хорошо.

МУЛАДХАРА
Мы уже, естественно, к ней перешли, потому что проблемы бесплодия связаны не со свадхистханой, а с муладхарой. С муладхарой связаны крестец, предстательная железа, таз, толстый кишечник, прямая кишка. Типичные заболевания муладхары: геморрой.

Геморрой является, как правило, следствием жадности. Жадность — это гипервыведение своих муладхарных полей на вещи. Что такое выведение полей муладхары? Человек выводит поле и считает, что это мое, никому не отдам. Он вывел поле и полем держит все предметы. У меня есть один знакомый, страдающий геморроем. Он говорил, что как наступает приступ геморроя, надо из дому что-нибудь выкинуть — и сразу легчает. Жадность приводит ко всяким проблемам с кишечником, иногда запорам.

И, наоборот, недержание функции муладхары, проблемы с муладхарой могут приводить к поносу. Хотя чаще всего понос связан с манипурой. Это неспособность манипуры в должной мере переваривать энергии. Муладхара отвечает за материалку, стихию Земли.

С муладхарой связана проблема плохих зубов, крошащихся, слабых костей, иногда артритов, артрозов и т. д. Артриты, артрозы — это поражение суставной ткани, которые связаны с таким чисто муладхарным качеством, как упрямство — человек не может поступиться принципами.

С муладхарой связаны тромбофлебиты и другие заболевания, связанные с излишне густой кровью, это избыток стихии земли в организме. С муладхарой связана гиперчувствительность. Бывает наоборот: такая чувствительность у человека, что на него пальцем показываешь, а он чувствует, куда на него показали. Это слабость муладхары. Стихия земли стабилизирует физическое тело, она стабилизирует и эфирное, и астральное тело. Есть стихия земли на физическом теле, на эфирном теле, на астральном теле.

Ко мне обращались пациенты — йоги, которые давно занимались, и сами себе фрустрировали муладхару. Потребности муладхары — потребности материалки, защищенности. «Мой дом — моя крепость» — образ муладхарного человека. А они сказали: «Мы йоги, нам ничего не надо, материальный мир не для нас»,— повыкидывали все из дому, о жизни своей не заботились. То есть человек отказался полностью от каких-то муладхарных проявлений. Вначале развился синдром гиперчувствительности, а потом начали сыпаться зубы.

Обратите внимание, что о причинах болезни я говорю как о возможных. Для каждого конкретного человека нужно выяснять причины отдельно.


Из книги Андрея Сафронова "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика"

 

Комментарии   

 
0 #2 Georgy 11.09.2013 21:04
Спасибо за развернутую информацию !
Цитировать
 
 
0 #1 Vera 09.10.2012 15:53
Проосто супер информация !!.. Спасибо!! :-)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить